Главная arrow История arrow Советская гравюра arrow История гравюры Латвии
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

История гравюры Латвии

Печать

В 1960 — 1970-е годы традиция народного искусства начинает использоваться главным образом в плане приведения всей композиции к системе орнаментальной зарифмованности ее элементов и в то же время в стремлении к созданию образа-символа — изображение солнца как символа жизни и единения всего доброго на земле, женщины — как воплощения мысли о плодородии и непрерывности жизни, мужчины — как средоточия силы и гарантии защиты покоя и мира. Таковы ксилографии одного из ведущих графиков Латвии Гунара Эдуардовича Кроллиса (серия «Поэма о Латвии», 1965).

Г.Кроллис, Зрелость. Из серии «Поэма о Латвии». 1965

Символика его работ проста, в плакатности образов проявился отказ от излишнего бытописательства и натурализма. Своим творчеством Кроллис активно способствовал процессу возрождения национального искусства в республиках Прибалтики. Продолжая традиции своих учителей П. А. Упитиса и А. П. Апиниса, внимательно изучая старое крестьянское искусство, учитывая опыт своих сверстников, литовских художников, он ищет в гравюре образы обобщенные и монументальные, тему широкую, общественно значимую.

Его станковые линогравюры из циклов «Моя Рига» (1967) и «Посвящается республике» (1972) декоративно выразительны и одновременно публицистичны по своему смыслу. Синтетический образ революционного пролетариата создан Кроллисом в иллюстрациях к произведению Джона Рида «10 дней, которые потрясли мир» (1977). Композиционным центром одной из иллюстраций является данная крупным планом, как бы придвинутая к раме кадра фигура красноармейца, стража революции. В статике позы и динамике светотеневой моделировки формы читаются непреклонная воля и энергия организованного в непобедимую армию народа.

Латвия — единственная из Прибалтийских республик, где доминирующее значение среди графических искусств принадлежит акварели. Гравюра же в какой-то мере оказывается в состоянии, подчиненном акварели и живописи. Поэтому вплоть до самых последних лет латышские граверы отдавали предпочтение литографии. Исключение составляли немногие, в основном мастера старшего поколения, чьи творческие устремления определились еще в 1930 году, такие, например, как П. А. Упитис, работавший в станковой ксилографии (серия «Болот не будет», 1954 — 1957)- Правда, уже в конце 1960-х годов, может быть, под влиянием искусства соседних республик, граверы Латвии стали равномерно развивать все три техники печати.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства