Главная arrow История arrow Искусство Франции XV века

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Искусство Франции XV века

Память подсказывает имена Ван Эйка и Донателло, Леонардо да Винчи и Дюрера, Микеланджело и Брейгеля, перед глазами проходит вереница про­славленных шедевров, хрестоматийных образцов искусства Возрождения. Но, наверное, редко кто вспомнит при этом безымянного француза — творца «Пьеты» из Вилльнев-лез-Авиньон или гужоновских «Нимф» с парижского Фон­тана Невинных. Почему? Быть может, виновата многове­ковая привычка? Ведь еще в XVI веке великий немецкий художник Дюрер и видный деятель Реформации в Герма­нии Лютер, независимо друг от друга оценивая заслуги народов в создании новой культуры, выделяли только две школы — итальянскую и нидерландскую. И с тех пор точка зрения эта продержалась вплоть до XX века.

Сила традиции, безусловно, сыграла свою роль в небре­жении, с которым человечество долгое время относилось к усилиям других школ, в том числе и французской, но только отчасти. Отчасти, поскольку Дюрер и Лютер имели известное право на такую оценку: в силу множества об­стоятельств Франция в эту эпоху не смогла встать в один ряд со своими соседями-«и оказалась заслоненной вершинами большей величины. Сами французы не отрицали этого: они относились с дбстаточным почтением к северным и юж­ным мастерам и не стыдились у них учиться.

Но вот свидетельство позднейшей эпохи. На склоне лет Делакруа записывает в своем «Дневнике»: «Немцы и италь­янцы проявили в своих искусствах резко выраженные свой­ства, из которых одни часто противоположны другим; французы как будто все время старались примирить эти противоположности, смягчая в них то, что казалось в раз­ладе друг с другом. Поэтому их произведения меньше по­ражают: они больше говорят уму, чем чувству. В музыку, в живопись французы приходят после других школ, внося в свои произведения небольшими мерами сумму качеств, взаимно исключающих друг друга у остальных народов, но спокойно уживающихся у них в силу особенностей их темперамента». Эта «сумма качеств», о которой говорит Делакруа, эти особенности французского национального характера, несомненно сыгравшие свою роль в том, что в новое время Франция заняла ведущее место в искусстве всей Западной Европы, не сказались ли и они в том, что в эпоху, когда главными очагами Возрождения стали Север и Юг, стране было суждено играть только лишь вторую скрипку?

Обстоятельством, пусть не столь значительным, меньшей популярности, выпавшей на долю мастеров французского Возрождения, было и то, что в отличие от Нидерландов и Италии они не имели биографа, подобного Вазари или Ван Мандеру. Тем легче стерлась память о большинстве из них: уже следующий, XVII век оставил лишь смутные упоминания имен всего нескольких художников из числа тех, что столетием раньше вызывали восхищение современни­ков.

Наконец, два столетия, о которых идет речь, размести­лись между периодами особенной активности французской культуры: готическим, когда на протяжении четырех столе­тий (XI—XIV) она оказывала почти решающее влияние на страны Северной Европы, и XVII веком—веком начи­нающегося реванша, веком, когда Франция снова стано­вится законодательницей вкусов.

Название Просмотров
Вопрос о «неаполитанском наследстве» 1737
В Лиможе возникает техника так называемых расписных эмалей 1643
Французские витражисты и в XVI веке создают превосходные работы 1795
Творчество Муленского мастера 2191
Миниатюры Бурдишона 2982
Традиции Жана Фуке 1928
Увлечение хрониками и историческими трактатами 1874
Стены соборов и церквей украшаются скульптурой 1414
Ремесленная обработка камня 1779
Перемены в архитектуре замков 1885
Дом Жака Кёра 1943
Мармион близок к нидерландским мастерам 1754
Французское искусство сохраняет свою самобытность 1531
Договор с художником Ангерраном Картоном 1886
Работы Ангеррана Картона 2050
Миниатюрист, известный нам как Мастер короля Рене 2189
Французский художник XV века Жан Фуке 2307
Творческая жизнь Фуке 1771
Зодчие вкладывали весь опыт и мастерство 1972
Двадцатые — тридцатые годы XV столетия 1819
Новизна выразительных средств Слютера 1905
Французские работы и итальянское кватроченто 1571
Специфика готической культуры 1576
Искусство рыцарских времен 1781
Излюбленным жанром художников становятся хроники 1635
Монастырские росписи 1791
Архитектура в готическом искусстве 1765
Соборы - памятники готической архитекту­ры 1758
Феодальные замки в гражданском зодчестве 1545
Забота о комфорте и убранстве жилища 1951
Одна из лучших европейских школ 1953
Декоративность или повествовательная натуралистичность 1603
Мельхиор Брудерлам и Малуэль 2197
Работы Жакмара д'Эсдена 2313
Творчество братьев Лимбургов 2695
Расточительная роскошь сеньоров и нищета крестьянства 2098
Ремесленники покидают Париж во время его окупации 1754
Ярчайшие достижения французского искусства 2173
Произведения национального Возрождения 1862
 
<< [Первая] < [Предыдущая] 1 [Следующая] > [Последняя] >>
Результаты 1 - 39 из 39
© 2020 История изобразительного искусства