Главная arrow История arrow Западноевропейская гравюра 19 века
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы
Тренинги по продажам по телефону www.src-master.ru.

Западноевропейская гравюра 19 века

Гравюра 19 века в истинном смысле слова рождается с появлением романтизма.

В истории гравюры 19 век занимает особое место. Это период, когда до конца исчерпывается система классической гравюры, хотя многие из последних ее эпигонов продолжают работать в течение всего столетия. Одновременно возникают, все время усложняются и обогащаются новые принципы гравюры, обладающей непосредственной художественной активностью, полностью эмансипировавшейся от живописи, ставшей в общественном художественном сознании в тот же ряд, что и «большие искусства». Так возникают те основания, на которых уже в 20 веке развивается гравюра, выработавшая независимый язык, завоевавшая первостепенный эстетический авторитет.

Все развитие гравюры прошлого века — это в первую очередь процесс борьбы между гравюрой академической, система которой сложилась еще в 17 веке, с ее опосредованным художественным мышлением, а отсюда и принципиальной «репродукционностью» всех художественных средств (картинной законченностью, тематической поверхностностью, отсутствием фактурного, то есть экспрессивно-личностного момента в произведении) и новой гравюрой, создававшейся, преимущественно, руками крупнейших живописцев эпохи.

В этом разделе мы постарались выделить тех художников, творчество которых сыграло решающую роль в выработке гравюрой своего языка, в отказе от академических принципов. Этим и определялся отбор художников из сотен мастеров, активно работавших в 19 веке во всех странах. Ведь как раз применительно к столь близкому к нам и одновременно завершенному как явление искусству прошлого столетия выделение определяющих имен — обстоятельство особенно трудное. В живописи это сделано уже давно, для истории же гравюры, разработанной несравнимо слабее, до сих пор каждому автору приходится заново проделывать подобную предварительную работу.

Здесь также говорится главным образом о французских художниках или о художниках, работавших во Франции: исключительная роль Франции в искусстве 19 века характерна не только для живописи, те же мощные художественные импульсы определили и возрождение графики как большого искусства именно во Франции. Только к середине 20 века появляются многочисленные школы в гравюре, существенные для всего художественного процесса. Применительно же к 19 веку можно говорить о популярности гравюры, преимущественно иллюстративно-репродукционной, в Германии или о добротной профессиональности граверов в Англии: для истории гравюры это все явления в большой мере вторичные и второстепенные.

Гравюра 19 века начинается не по календарю. В течение почти всей первой четверти столетия доживает и изживает себя репродукционная гравюра. Все техники репродукционной гравюры еще в полном расцвете: во Франции господствует официальная школа резцовой гравюры, теснейшим образом связанная с Академией, в Англии ведущее место занимают мастера меццо-тинто и пунктира, до Германии только к этому времени доходит увлечение «черной манерой» и техниками цветной гравюры, в Италии офортисты подражают Клоду Лоррену, а мастера резцовой гравюры находятся под полным влиянием репродукционных листов Рафаэля Моргена. Даже обращение к гравюре крупнейших художников начала века ничего не меняет в подобной ситуации: Тернер делает изящные офорты, подражающие Лоррену, для своих альбомов «Liber Studiorum» (1807), после чего передает доски в руки ремесленников-меццотинтистов, чтобы те «закончили» работу над ними; Энгр исполняет несколько литографских портретов, которые производят полное впечатление воспроизведений с его же рисунков карандашом (возможно даже, что литографии выполнял не сам художник).

Название Просмотров
Станковые листы Боннара и Вюйяра 1804
Анри де Тулуз-Лотрек и его творчество в гравюре 1570
Мастера цветной ксилографии 1757
Эдвард Мунк – истинный последователь Гогена 1969
Появление мастеров ксилографии 1565
Поль Гоген – создатель новой гравюры на дереве 2286
Литографии Эжена Каррера 1514
Ксилограф Луи Огюст Лепер 1789
Рисунки Гюстава Доре 1499
Изобретение торцовой гравюры на дереве 1825
Художники, преломившие идеи импрессионизма в гравюре 1614
Художник-символист Джеймс Энсор 1942
Литографии Одилона Редона 1446
Стилизация изображений в гравюре 2155
Гравюру развивают импрессионисты 1475
Творчество Джеймса Уистлера 2300
Камиль Писсарро и Огюст Ренуар 1332
Офорты Эдгара Дега 1848
Литография Эдуарда Мане 1798
Офорты Эдуарда Мане 2209
Роль Камиля Коро в развитии офорта 1590
Френсис Сеймур Хэден 1456
Офорты голландца Иоханна Бартольда Ионкинда 1420
Изменения в искусстве офорта 1572
Офорт барбизонцев 1912
Этапы развития офорта 2356
Поль Гаварни 2383
Пластика и монументальность литографии 2481
Литографии Оноре Домье 5137
Литографии Эжена Делакруа 2131
Торцовая гравюра и литография 2394
Серия гравюр Десастрес 3107
Смысл гротеска Франсиско Гойи 1705
Серия гравюр «Капричос» 2649
 
<< [Первая] < [Предыдущая] 1 [Следующая] > [Последняя] >>
Результаты 1 - 34 из 34
© 2019 История изобразительного искусства