Главная arrow История arrow Итальянская гравюра arrow Итальянская гравюра 17 века
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Итальянская гравюра 17 века

Печать

Интереснейшую страницу в истории итальянской гравюры открывает 17 век, поставивший перед художественной культурой Италии новые проблемы. Он начинается с осознанного стремления преодолеть условность позднего маньеризма, противопоставив ему обращение к натуре, античности, традициям Возрождения. Новые тенденции, проявившиеся уже в конце 16 столетия, развивались по нескольким основным направлениям. В Болонье семья художников Карраччи основала «Академию вступивших на истинный путь». Центральным явлением в художественной жизни Рима стало революционное творчество Караваджо, породившее в 17 столетии широкое движение караваджизма. В свою очередь и академическая доктрина Карраччи, и драматическое искусство Караваджо с его принципиально новым пониманием натуры сыграли важную роль в становлении классицизма и барокко, двух ведущих течений в итальянском искусстве 17 века.

Пьета (Оплакивание из Капраролы)
Пьета (Оплакивание из Капраролы)

Главные художественные идеи эпохи определили содержание итальянской гравюры 17 столетия, составившей обширную, отмеченную большим многообразием панораму. Значительное место в ней занимает деятельность семьи Карраччи, каждый из членов которой активно работал в области гравюры. Рассматривая гравирование как важнейшее поле художественного эксперимента и поиска, Карраччи в большой степени способствовали и развитию репродукционной гравюры, осваивая с ее помощью классическое наследие 16 века. Им принадлежит попытка высветлить гравюру, дать ей четкий штрих и красивый контур. Система равномерных, ясно расположенных штриховок, разработанная болонскими мастерами, нашла широкое применение в области репродукционной техники. Вместе с тем гравюра для Карраччи, в особенности Аннибале и Агостино, стала самостоятельным видом творчества. Самый значительный представитель традиций болонского академизма Аннибале Карраччи как гравер более всего известен композицией «Пьета» (1597). Аннибале не возвращается к классическому резцу, а гравирует резцом и офортом на серебряной доске. Возможно, сам материал доски помогал мягкости форм тонкой деликатности штриха. Серебряная доска стирается скорее, чем медная, и, как ни странно, несколько стертый оттиск, принадлежащий ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве, кажется еще нежней, еще воздушней.

В границах краткого очерка анализ итальянской гравюры 17 века представляет известные сложности. Если в предшествующее столетие развитие этого вида искусства концентрировалось в двух основных художественных центрах — Риме и Венеции, то в новой исторической обстановке к гравюре обратились мастера разных локальных школ. В Болонье рядом с Карраччи работали Гвидо Рени и Симоне Кантарини. Целый ряд граверов во главе со Стефано делла Белла трудился во Флоренции. Среди художников Рима наиболее значительным был Пьетро Теста, тесно связанный с классицизмом Пуссена.

В Венеции ведущей фигурой в области гравировального искусства по праву считается Джулио Карпионе. Интересная гравировальная школа образуется в Неаполе: Джузеппе Рибера, Сальватор Роза, Лука Джордано.

Последнее обновление ( 25.11.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства