Главная arrow История arrow Искусство Франции XV века arrow Излюбленным жанром художников становятся хроники
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Излюбленным жанром художников становятся хроники

Печать

Излюбленным жанром становятся хроники, в которых выражается личная оценка события, прямо зависящая от политической ориентации и сословной принадлежности их автора.

В том, как настойчиво заявляет о себе индивидуальное начало — в описании настроения, в высказывании собст­венного мнения, в автобиографических экскурсах, — замет­но становление творческой личности, рост авторского самосознания. Здесь писатели и поэты опережают художников: ни в этом, ни в следующем веке нет подписанных живопис­ных или скульптурных работ, но с XIV столетия очень редко появляются анонимные литературные произведения. Литература создается людьми, имена и жизнь которых из­вестны достаточно хорошо. Это — Гийом Мишо (1300— 1377), Эсташ Дешан (1346—1406), Фруассар (1383—1419), Кристина Пизанская (1364—1429). Они пробуют силы в разных жанрах и приравнивают литературный труд к науч­ному. Об этом недвусмысленно говорит Эсташ Дешан, написавший в 1392 году первую систематизированную французскую поэтику. Но одновременно затаенная горечь звучит в строках, где писатели и поэты говорят о своем по­ложении в обществе, о зависимости от капризов и щедрости покровителя.

В известной мере это касается и художников. Одного таланта было недостаточно, чтобы занять место при дворе, и им давалась какая-нибудь должность, например королев­ского камердинера или звание сержанта. От таких прибли­женных художников требовалась универсальность. Часто они соединяли в одном лице живописца, скульптора и ар­хитектора. Кроме того, они должны были быть хорошими организаторами: им приходилось руководить целыми ком­плексами работ и им подчинялся большой штат собратьев по искусству. Оформление празднеств и торжественных процессий также входило в их обязанности. Им же могли заказать роспись колыбели новорожденного наследника или дверец носилок принцессы. Самыми крупными представи­телями этой группы была династия Орлеанов, работавшая при дворе Валуа с первой половины XIV до начала XV ве­ка и Андре Боневё — скульптор и миниатюрист на службе у короля и его брата герцога Жана Беррийского.

Большее количество художников работало в городских мастерских, и среди них особенно многочисленны были миниатюристы. В Париже они входили в университетскую корпорацию вместе с переплетчиками, переписчиками и изготовителями пергамента (надо заметить, что первая по­пытка профессионального объединения живописцев отно­сится лишь к концу XIV столетия). За парижскими иллю­минаторами, как тогда называли миниатюристов, издавна утвердилась слава лучших в Европе мастеров этого деликатного искусства. Недаром и Данте и Петрарка, по­сетившие столицу Франции, оставили о них восторжен­ные отзывы. Через руки художников проходило множество книг, потребность в которых сильно возросла и заказчики которых принадлежали к различным сословиям. Широко иллюстрируются не только церковные, но и светские тек­сты. Неудивительно, что именно в книжной миниатюре реалистические тенденции выражались особенно полно и свободно.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства