Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Изменения в архитектуре

Печать

К середине века наблюдаются большие изменения во французском зодчестве. Строительные функции перестают быть обязанностью архитектора. Возникает различие меж­ду понятиями «искусство» и «техника». Уходит в прошлое анонимное и коллективное творчество, характерное для средневековья. Архитектор получает благоприятные возможности для выражения личных вкусов, для утверждения своей эстетики.

Если раньше строительство велось мастерами старой школы, получавшими знания в результате многолетнего обучения на практике, то теперь к практическим знаниям присоединяется обязательное изучение трактатов и строи­тельных справочников. Свидетельством широкого интереса к теоретической литературе служат первые переводы книг Витрувия, Альберти, Серлио, сделанные и изданные в на­чале сороковых годов архитектором-любителем Жаном Мартеном. Появляются также трактаты отечественных ав­торов; правда, они носят довольно компилятивный харак­тер. Большую роль в популяризации новых вкусов и зна­ний играют гравюры с видами античных и итальянских па­мятников.

Общим для всей архитектуры становится применение ордерной системы; широко используется квадровая кладка и облицовка рустом, часто — по всему фасаду. Строгое рав­новесие масс определяет решение объема того или иного здания. Обязательной становится симметрия. В оформле­нии фасада выделяется центр, а остальные части распола­гаются на равных по отношению к нему расстояниях. Круг­лые башни заменяются прямоугольными выступами стены— ризалитами. По длине всего фасада непременно протяги­ваются горизонтали карнизов, акцентирующие поэтажное деление. В результате облик строений приобретает спокой­ную ясность и размеренность ритмических членений.

В 1541 году во Францию приезжает шестидесятипяти­летний болонец Себастьяно Серлио, работавший до этого в Риме. Его восемь книг «Архитектурного трактата», где автор ратовал за изучение античности, как основного источ­ника вдохновения, в Париже хорошо знали.

Практическая деятельность итальянского зодчего во Франции не столь значительна: его участие в работах Фонтенбло теперь ставится под сомнение; оно, по всей вероятности, ограничилось рисунками для нескольких парковых сооружений. Неоспоримым остается лишь план бургунд­ского замка Анси ле Фран. В связи с этим важно отметить, что и Серлио, и уже упоминавшийся Доменико да Картона с большим уважением относились к национальным особен­ностям французского зодчества. Не случайно и в Парижской ратуше Картоны, построенной в 1533 году (сгорела в 1871 году), и в плане замка Анси ле Фран Серлио исполь­зованы многие типично местные элементы (высокие пока­тые крыши, выступающие на углах ризалиты, форма окон).

К моменту приезда Серлио во Франции уже сложилось новое поколение архитекторов — Филибер Делорм, Пьер Леско, Жан Бюллан и выступивший несколько позже Андруэ Дюсерсо (все они родились между 1510 и 1515 го­дами). Воспитанные в иных условиях, чем их предшествен­ники, молодые архитекторы заканчивали свое образование посещением Италии. Блестящие эрудиты, они внимательно вчитывались в итальянские книги по строительному искус­ству, усваивали сложные законы равновесия и пропорций, логической взаимосвязи тектонических элементов, изучали и собственноручно вымеряли античные здания. Восхи­щаясь античностью и осваивая современное итальянское строительство, они, однако, не забывали о достоинствах отечественного опыта.

Последнее обновление ( 04.02.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства