Главная arrow Русские древности arrow Изобразительное искусство Согда
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Изобразительное искусство Согда

Печать

Согдийский изобразительный канон можно рассматривать как продолжение и развитие ирано-сасанидского канона (империя Сасанидов прекращает свое существование в середине VII века,   расцвет согдийского искусства падает на VII— VIII века). Однако в ирано-сасанидском искусстве значительную роль сыграли ирано-месопотамские элементы. Реакция против греко-римской культуры была в сасанидском Иране особенно значительна. В составе же согдийского искусства большое место занимали бактрийско-кушанское наследие и переданная пар-фяно-кушанским каноном греко-иранская основа.

Живопись Пенджикента донесла до нас соразмерность пропорций и гуманистические тенденции, также и позднеантичной Индии эпохи Гупта, особенно века Калидасы, Шудраки, Бхасы. Быть может, в их творениях она и черпала пример, достойный вдохновения и претворения на местной почве. Культура Согда заключала в себе еще и значительный пласт степных культур: искусство былого античного Кангюя (пока еще слабо изученное), а также современное раннефеодальному Согду искусство оседавших тюрков. Все эти элементы составили единый сплав, из которого уже в VII—VIII веках был отлит новый канон — согдийско-тюркский. Заметим, что струя позднеантичного искусства в Согде долго не иссякала. Искусство согдийских мастеров постоянно перекликалось с искусством Византии.

Взаимовлияния в искусстве Согда и Византии прямые и через посредство сасанидского Ирана прослеживаются в настенной живописи и посуде, в художественных тканях и чеканке монет. Они объяснимы общим прошлым принятых здесь канонов и их предрасположением к схожим образам и построениям. Поразительные примеры позднего переживания скульптуры эпохи эллинизма дают некоторые группы терракот Самарканда VI—VII веков, сохранившие близость к образам Аполлона, Диоииса-Сабазия, Пана или Силена.

Среднюю Азию иногда называют ретранслятором буддизма на восток. В такой же мере можно назвать ее ретранслятором позднеантичного наследия, переданного из Бактрии и Согда отце в эпоху Кушан в оазисы Восточного Туркестана. Росписи Мира на (III—IV вв. н. э.) в долине Тарима можно рассматривать как зеркало, в котором художественные идеи эллинизма, вынесенные из Средней Азии, нашли свое отражение и отсвет которых в обратном направлении достиг Согда несколько веков спустя.

Изобразительное искусство Согда имело основным содержанием предание. Даже исторические эпизоды близкого времени, не успев уйти в прошлое, рисовались былиной. Таковы сцены прибытия послов из Чаганиана ко двору царя Самарканда в росписях дворца на Афрасиабе. Затем церемониал светской жизни (включая обряды и обычаи, установленные традицией, в том числе и культовые). В нем проявлял себя кодекс правил поведения и пафос искусства. Идеал человеческой личности только и мог представляться в образе царя-мага, мудрого и справедливого дихкана, преданного своему царю. Вместе с тем искусство Согда исключительно широко по охвату тем, особенно светских. Оно отражает разные стороны жизни общества. Вуаль предания или затейливость новеллы диктуют отбор сюжетов и действующих лиц из среды знати. Фон заполняют слуги, воины, музыканты, танцовщицы.

 

Последнее обновление ( 17.09.2010 г. )
 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства