Главная arrow Русские древности arrow Изобразительные каноны
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Изобразительные каноны

Печать

Развитие книжной миниатюры шло своим путем отталкиваясь не столько от каллиграфии, сколько от традиций доисламской живописи. Общий характер поэтики, всех искусств был при этом един. Как Унсури (XII в.) сравнивал кипарис с куполом, украшенным золотыми рисунками, а пламя зажженного в праздник костра с «зарослью тюльпанов», как Манучехри называл красные и желтые тюльпаны «всесжигающим пламенем», так в касыде Фаррухи то же пламя сплетается, по словам поэта, как «чертеж Евклида». В такой структуре образов, где за цветком прячется лик возлюбленной, а пламя напоминает чертеж, нам открывается сама сущность «цветочного стиля», его фольклорная основа, общая для канонов живописи, орнамента и поэзии века.

Нам важно было указать на две главных тенденции нового канона — изобразительную (подчинившуюся, частично, каллиграфии) и орнаментальную. Одна имела под собой в качестве основы успехи прикладной геометрии, успехи точных наук и особенно строительного искусства; другая — поэтические картины природы, подобной раю, где всем страждущим и обремененным праведникам уготованы в утешение сады Эдема.

Встань, газель, и взгляни! Клумбы являют свои чудеса. Анемоны, как красные шелковые плащи, испещренные черными письменами. Кипарисы, подобные певицам, подобравшим до колен свои платья. Поэтическое иносказание поглотило догмат веры, так что изображение сказочных цветов, растений стало мотивом, близким и попятным каждому горожанину. Этим определялся и успех нового изобразительного канопа, утвердившего свои принципы в искусстве всего мусульманского (да и не только мусульманского) мира на многие века.

Мы рассмотрели три изобразительных канона. Каждый из них представляет последовательно основной закон искусства трех разных эпох (восточной античности, раннего и начала зрелого средневековья). Мы могли заметить, что в каждую из них первый этап развития идет под знаком разрушения старого канона, его обветшания или подражания старому образцу. Второй этап — под знаком активного утверждения повой структуры образа и построения новой формы, фиксируемых как капон. Дальше идет канонизация, и в новую эпоху все повторялось снова: первый этап — разрушение канопа, второй этап — созидание нового. И, конечно, момент разрушения всегда совпадал с обострением противоречий между канонами, себя исчерпавшими, и ходом жизни, оставившим эти каноны позади. Таков естественный ход всякого развития. В общем виде он определен давно: «Если форма просуществовала в течение известного времени, она упрочивается, как обычай и традиция, наконец, она санкционируется как положительный закон».

На Среднем Востоке, как это подсказывает сделанный обзор, изобразительные каноны отвечали исторической необходимости. Они проявили себя как закон жизни искусства. Здесь, как и всюду, каноны рождались и умирали, оставив каждой из эпох столько эстетических ценностей, сколько она смогла освоить и сохранить.

Огромное количество восточных слов, названий и выражений, вошедших в общее народное употребление и свидетельствующих об огромном количестве предметов и понятий, перешедших к нам из жизни этих восточных народов, громадная масса нравов и обычаев, прибавившихся к первоначальной массе коренных нравов и обычаев собственно славянских, и заимствований финских, масса поэм, сказок и легенд, перешедших в наше отечество из Азии и вошедших в плоть и кровь нашего народа в русских переводах, переделках и приспособлениях — свидетельствуют о влияниях очень сильных и многозначительных.

В. В. Стасов

Русское искусство воспитывалось под влиянием Востока... и пестрота, яркость красок издавна очень нравится.

А. М. Горький

 

Последнее обновление ( 17.09.2010 г. )
 
« Пред.
© 2018 История изобразительного искусства