Главная arrow История arrow Западноевропейская гравюра 19 века arrow Изобретение торцовой гравюры на дереве
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Изобретение торцовой гравюры на дереве

Печать

Особенно разительно обновление, даже собственно возрождение в ксилографии. В конце 18 века англичанином Т. Бьюиком была изобретена торцовая гравюра на дереве. До тех пор пока штихелем работали так же, как ножом в обрезной гравюре, пока в основе работы гравера лежал рисунок пером, существовало закономерное равновесие между ролью художника и резчика, такое же, как и в старой ксилографии. Но штихель в торцовой гравюре гораздо более естественно дает белую линию на черном фоне, а это очень быстро привело к возникновению и полному господству тоновой гравюры на дереве, где белая штриховка и все ее комбинации использовались для решения светотеневых задач. Понятая в таком плане ксилография сразу же стала господствующей техникой иллюстраций в книге и журнале.

Если ранняя ксилографская иллюстрация (иллюстрация художников-романтиков) была гравюрой факсимильной, при которой мастер делал законченный рисунок пером, часто прямо на доске, а резчик лишь скрупулезно вырезал эти штрихи и пятна, то скоро в основу ксилографии стали класть акварель и отмывку, а позже даже дагерротип.

Начиная с 1835 года, когда появилась первая романтическая книга с гравюрами на дереве «Жиль Блаз» А.-Р. Лесажа с сотнями виньеток Жана Франсуа Жигу, выходит множество книг с гравюрами, выполненными по рисункам известных художников: «Путешествие Гулливера» (1838) и «Робинзон Крузо» (1840) Жана Гранвилля, «Дон-Кихот» (1836), «Манон Леско» (1839), «Хромой бес» (1842) Тонки Жоанно, «Вечный жид» (1845) Поля Гаварни, «Медицинская Немезида» (1840) Оноре Домье, «Жизнь Фридриха Великого» (1840) Адольфа Менделя, ряд коллективных изданий, такие, как «Поль и Виргиния» (1838), «Сентиментальное путешествие» (1841), «Парижские тайны» (1843 — 44) и Другие. Этот поток продолжается вплоть до 1880-х годов, когда выходят многочисленные книги А. Дюма, «Манон Леско» А.-Ф. Прево, «Исповедь» Ж.-Ж. Руссо с гравюрами по рисункам Мориса Леруара и другие.

В течение этого же времени увеличивается количество иллюстрированных журналов: «Illustrated London News» (с 1842), «Illustration» (с 1843), «Monde illustre» (с 1857), для которых работают те же резчики на дереве — Паннемакер, Пизан и другие.

В результате гравюра на дереве становится все более и более тональной, приближаясь по своим художественным средствам к фотографии. Полное торжество тональная гравюра на дереве обретает в иллюстрациях Г. Доре.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства