Главная arrow История arrow Западноевропейская гравюра 19 века arrow Изобретение торцовой гравюры на дереве

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Изобретение торцовой гравюры на дереве

Печать

Особенно разительно обновление, даже собственно возрождение в ксилографии. В конце 18 века англичанином Т. Бьюиком была изобретена торцовая гравюра на дереве. До тех пор пока штихелем работали так же, как ножом в обрезной гравюре, пока в основе работы гравера лежал рисунок пером, существовало закономерное равновесие между ролью художника и резчика, такое же, как и в старой ксилографии. Но штихель в торцовой гравюре гораздо более естественно дает белую линию на черном фоне, а это очень быстро привело к возникновению и полному господству тоновой гравюры на дереве, где белая штриховка и все ее комбинации использовались для решения светотеневых задач. Понятая в таком плане ксилография сразу же стала господствующей техникой иллюстраций в книге и журнале.

Если ранняя ксилографская иллюстрация (иллюстрация художников-романтиков) была гравюрой факсимильной, при которой мастер делал законченный рисунок пером, часто прямо на доске, а резчик лишь скрупулезно вырезал эти штрихи и пятна, то скоро в основу ксилографии стали класть акварель и отмывку, а позже даже дагерротип.

Начиная с 1835 года, когда появилась первая романтическая книга с гравюрами на дереве «Жиль Блаз» А.-Р. Лесажа с сотнями виньеток Жана Франсуа Жигу, выходит множество книг с гравюрами, выполненными по рисункам известных художников: «Путешествие Гулливера» (1838) и «Робинзон Крузо» (1840) Жана Гранвилля, «Дон-Кихот» (1836), «Манон Леско» (1839), «Хромой бес» (1842) Тонки Жоанно, «Вечный жид» (1845) Поля Гаварни, «Медицинская Немезида» (1840) Оноре Домье, «Жизнь Фридриха Великого» (1840) Адольфа Менделя, ряд коллективных изданий, такие, как «Поль и Виргиния» (1838), «Сентиментальное путешествие» (1841), «Парижские тайны» (1843 — 44) и Другие. Этот поток продолжается вплоть до 1880-х годов, когда выходят многочисленные книги А. Дюма, «Манон Леско» А.-Ф. Прево, «Исповедь» Ж.-Ж. Руссо с гравюрами по рисункам Мориса Леруара и другие.

В течение этого же времени увеличивается количество иллюстрированных журналов: «Illustrated London News» (с 1842), «Illustration» (с 1843), «Monde illustre» (с 1857), для которых работают те же резчики на дереве — Паннемакер, Пизан и другие.

В результате гравюра на дереве становится все более и более тональной, приближаясь по своим художественным средствам к фотографии. Полное торжество тональная гравюра на дереве обретает в иллюстрациях Г. Доре.

 
« Пред.   След. »
© 2020 История изобразительного искусства