Главная arrow История arrow Советская гравюра arrow Изыскательская работа в литографии
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Изыскательская работа в литографии

Печать

В 1950 — первой половине 1960-х годов В. Дувидов работал в технике карандашной одноцветной литографии в жанре портрета, пейзажа, натюрморта. Художника всегда увлекали поиски цветоритма в композиции. В 1968 — 1969 годах им были выполнены резко контрастные, экспрессивные по цветовой гамме литографии «Петухи» (1967), «С. Радченко в балете „Кармен-сюита» (1969).

Во второй половине 1960-х годов литографские мастерские МОСХа объединяют вокруг себя все более широкий круг художников, стремящихся продолжить в литографии изыскательскую работу, начатую в рисунке и живописи. В целом для советских граверов в 1960-е годы типичен интерес к технике высокой гравюры. Активное развитие офорта приходится на конец 1960-х — 1970-е годы. В этой технике успешно работают Валентина Владимировна и Леонид Григорьевич Петровы, занимающиеся как станковой, так и книжной гравюрой (серия «1917 год», 1969; «Кения», 1961; «Алжир», 1961).

В масштабе всей истории советской гравюры ленинградскую литографию справедливо расценивать как единую и непрерывно эволюционизирующую школу. Для нее характерно выявление специфических возможностей материала, тяготение к декоративизму, использование уроков русского лубка, с одной стороны, западноевропейской и русских школ живописи и рисунка — с другой. В тематическом плане станковая литография Ленинграда равно внимательна к натюрморту, пейзажу, портрету, жанру. Кроме того, здесь развивается особый тип эстампа на сказочную тему, как бы вышедший из детской книги, но интересный взрослым не в меньшей степени, чем детям. Стилевое решение литографий почти у всех ленинградцев характеризуется декоративностью. Особенно типично в этом отношении творчество Александра Семеновича Ведерникова, Бориса Николаевича Ермолаева, Анатолия Львовича Каштана, а также молодого Александра Суреновича Агабекова, углубившего искания старших мастеров в направлении выявления выразительности сложных цветовых фактур.

Декоративность была неотъемлемым качеством композиций на сказочную тему Юрия Алексеевича Васнецова уже в конце 1930-х годов. Она присуща и его литографиям 1960 — 1970-х годов, но теперь яснее стали ее истоки: русская народная картинка. Однако, беря за основу русский лубок, Васнецов не становится стилизатором, а отбирает его качества, исконно свойственные художественному мышлению русского народа: конструктивность (при разнообразии композиции), ясность цвета, нравственную чистоту образов, доброту характеров, которые неизменно присутствуют во всех произведениях русского крестьянского искусства.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства