Главная arrow История arrow Искусство Франции XVI века arrow Живопись итальянцев, работавших во Франции
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Живопись итальянцев, работавших во Франции

Печать

Знаменательно, что и живопись самих итальянцев, ра­ботавших во Франции, не осталась неизменной: в иной интеллектуальной атмосфере, перед лицом требований и задач, поставленных перед ними французской действи­тельностью,   смягчается первоначальная   манера, уходит вычурность, уступая место более размеренным и торже­ственным ритмам, значительности образов.

Работы по украшению замка Фонтенбло начались лишь в тридцатые годы. В начале же XVI века во Фран­ции продолжали работать мастера, расцвет деятельности которых пришелся на конец прошлого столетия. Вплоть до двадцатых годов в документах встречается имя уже извест­ного нам Жана Бурдишона. Другим крупным художником этого времени был Жан Перреаль. Современники безогово­рочно признавали его талант. Судя по их свидетельствам, это был один из первых французских гуманистов; разно­сторонне одаренный, он наряду с живописью занимался поэзией и науками. Родился Перреаль в середине XV века, жил в Париже и Лионе, работал при королевском дворе, вместе с Карлом VIII и Людовиком XII бывал в Италии, где встречался с Леонардо да Винчи. Но для нас его твор­чество остается загадкой. Нет ни одного более или менее достоверного произведения, им созданного. А попытки искусствоведов XX века отождествить его с Муленским мастером остались безуспешными.

Несколько иначе обстоит дело с более молодым живо­писцем — Жаном Клуэ, работы которого хотя и сохрани­лись, но в небольшом количестве. Для восстановления его творчества и биографии потребовалась длительная и кро­потливая работа нескольких поколений исследователей XIX и XX веков. Но теперь известно, что Клуэ родился в Валансьене, в конце XV столетия оказался во Франции и к 1516 году работал при дворе короля. После смерти Бур­дишона и Перреаля он наследовал положение первого коро­левского художника и вскоре стал любимцем Франциска I. Выдающийся портретист, знакомый с современными евро­пейскими достижениями этого жанра, он общался с Леонар­до да Винчи и Гольбейном. Пребывание в Туре — на роди­не Жана Фуке, где Клуэ мог знать Муленского мастера и Бурдишона, должно было отразиться на его творчестве.


Знаменательно, что и живопись самих итальянцев, ра­ботавших во Франции, не осталась неизменной: в иной интеллектуальной атмосфере, перед лицом требований и задач, поставленных перед ними французской действи­тельностью,   смягчается первоначальная   манера, уходит вычурность, уступая место более размеренным и торже­ственным ритмам, значительности образов.

58. Жан Клуэ. Портрет Жана де ла Барра. Ок. 1520—1525

Ему приписывают серию погрудных карандашных порт­ретов героев битвы при Мариньяно, выполненных око­ло 1518 года и находящихся в музее Шантильи. Соратники короля по итальянскому походу — Анн де Монморанси, де Фуа, де Турнон и другие изображены в трехчетвертном повороте: их лица очерчены мягкими линиями итальянского карандаша, оживлены легким прикосновением сангины. Клуэ здесь близок миниатюре: то же внимание к передаче сходства, та же сдержанность характеристик, законченность рисунка. Но, в отличие от миниатюристов XV века, он глубже проникает во внутренний мир модели .

Своеобразное лицо короля с продолговатым разрезом глаз, длинным носом и подвиж­ными, чувственными губами передано художником с боль­шой достоверностью, в выражении лица смешиваются гор­деливая уверенность и лукавство. Естественно, достичь этого можно было лишь при свободном владении рисунком. Мазок скрыт, краска образует сплавленную эмалевую по­верхность. Взгляд Франциска уже не имеет ничего общего с созерцательным самоуглублением донаторов, его глаза словно вступают в общение со зрителем. Клуэ, как и Жа н Фуке, всегда отталкивался от натуры, с натуры выполнял подготовительный карандашный рисунок, передавая свои наблюдения скупо и немногословно и стремясь в непосред­ственном общении с моделью уловить оттенки живого чув­ства, особенности характера, чтобы затем перенести их в живописное произведение.

Последнее обновление ( 04.02.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства