Главная arrow История arrow Французская гравюра 15-18 веков arrow Калло возвращается из Италии
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Калло возвращается из Италии

Печать

Вернувшись из Италии, Калло создает прославленную сюиту «Балли ди Сфессания» (1621 — 1622). При всех королевских дворах Западной Европы особой популярностью пользовался театр «Итальянской комедии масок». Общество увлекалось театральным искусством. Здесь разыгрывались небольшие пьесы на злобу дня, текст которых был рассчитан на свободную импровизацию актера. Яркая зрелищность, быстрота развития действия, острота комедий дель арте не раз привлекали к себе внимание Калло. Художник изобразил южный вариант масок комедии дель арте.

Сюжет связан со сценариями, в которых главное место занимали различного рода лацци — острые шутки, трюки. Представление шло в усиленно быстром темпе, подчеркивая буффонный, фарсовый характер персонажей. В каждом листе Калло изобразил две маски на фоне той обстановки, в которой они обычно играли на улицах, площадях под открытым небом. Каждая пара масок разыгрывает свой мимический диалог. От листа к листу меняются причудливые фигуры с накладными носами, огромными очками, длинными усами, в нелепейших одеждах с помпонами и перьями. Они танцуют и ссорятся, кривляются и дразнятся, подстрекая друг друга к поединку. Резки, преувеличенно сложны и гротескны движения, позы, жесты каждого персонажа. Разнообразны нажимы офортной иглы, под которой возникают гибкие линии, то широкие, то тонкие, то прерывистые, то плавно бегущие по контуру, то параллельные друг другу в штриховке теней.

Только в искусстве 17 века могло появиться на свет произведение, подобное серии «Балли ди Сфессания», когда в сознании людей действительность предстала в своих противоположностях — малого и грандиозного, возвышенного и низменного, трагического и комического, прекрасного и уродливого. Как в калейдоскопе, она поворачивается то одной, то другой стороной, и вся эта многоликость врывается в сознание художников, становится предметом их изучения и образного претворения в искусстве.

Так же, как в серии офортов «Балли да Сфессания», в серии «Горбуны» (1622) Калло разрабатывает одну тему, создавая в каждом листе своеобразную ее графическую вариацию, раскрывая множественность аспектов одного явления: в первой — комизм театральных масок, во второй — «недобровольный комизм уродства». Горбуны и калеки во времена Калло — неизбежные спутники и участники различного рода увеселений. Большую роль сыграло и знакомство Калло с популярной серией гравюр анонимного мастера «Причудливые сновидения Пантагрюэля», изданной в Париже в 1565 году. Несомненно, что парижский гравер и Жак Калло, создавший образы, полные юмора и преувеличения, один прямо, другой косвенно связаны с бессмертным романом Франсуа Рабле «Гар-гантюа и Пантагрюэль». Фигуры горбунов изображены крупным планом объемно и внушительно. Они величественны в своем уродстве. Убожество каждого из них гиперболизировано до такой степени, что разрушает чувство ужаса и отвращения. Манера исполнения выразительна и проста.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства