Главная arrow История arrow Западноевропейская гравюра 19 века arrow Камиль Писсарро и Огюст Ренуар
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Камиль Писсарро и Огюст Ренуар

Печать

Камиль Писсарро, увлекавшийся графикой в 1880 — 1890-е годы и выполнивший около двухсот гравюр, в известной степени продолжает и развивает традиции Милле и Коро. Он создает пейзажи с фигурами, выполненные в технике офорта с акватинтой, и как раз акватинтное зерно или растушевка в литографиях возвращают Писсарро к системе валеров. Гравер всегда очень заботится о цельности каждого листа, поэтому большую роль играет ритм светлых пятен в его многочисленных «Купальщицах» или рыночных сценах. Последние принадлежат к числу лучших его листов: некоторая примитивность рисунка, явное уплощение объемов создают особую графическую плоскостность и вместе с тем действенность, крупные, с трудом умещающиеся в листе фигуры крестьянок производят подчас монументальное впечатление.

К.Писсарро Овощной рынок. 1891

Художник всегда выбирал самые простые мотивы и сюжеты, не стремился ни к сложности, ни к утонченности. Он очень упорно работал над своими гравюрами, давая подчас не меньше состояний, чем Дега, но у Писсарро каждое следующее состояние — это уточнение света, атмосферы, гармонии светотеневых масс.

Отдельные его листы замечательны по чисто импрессионистическому эффекту растворения фигур и предметов в среде (такова, например, литография «Гусиная пастушка», ок. 1898). В иных случаях Писсарро эффективно использует зерно акватинты, для того чтобы передать вибрацию света (в 1880-е годы он примыкал к пуантилистам), но при всем собственно высоком художественном качестве даже его лучшие офорты и литографии — это в большей мере развитие тех принципов, которые открыл Мане в своих гравюрах.

О.Ренуар Шляпка. 1898

У Огюста Ренуара наиболее привлекательны отдельные офортные листы, где очень тонко передано взаимодействие массы и среды, где фигуры буквально тают в солнечных лучах, и сам лист приобретает замечательные качества пленэрной композиции, сохраняя свежесть и мгновенность наброска. Таковы офорты «На пляже в Бернева ле» (ок. 1892), «Булавка для шляпы» (2-й вариант, ок. 1894) и «Маленький пейзаж» (1908). Характерно, что О. Ренуар, А. Сислей, К. Писсарро, Э. Мане обращались к цветной литографии, в этом, конечно, проявляется повышенный интерес к колориту художников-импрессионистов, однако цвет в их гравюрах носит характер акварельной подкраски, и естественно, что эти опыты цветной гравюры оказались для них случайными и единичными.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства