Главная arrow История arrow Французская гравюра 15-18 веков arrow Ксилография на отдельных листах
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Ксилография на отдельных листах

Печать

Ксилография на отдельных листах в 16 веке встречается редко и по своим художественным качествам не всегда выдерживает сравнение с книжной графикой. Появившаяся во Франции в этот период резцовая гравюра и позднее офорт постепенно вытеснили эту технику. В Париже доминирующее положение занимали мастера новых техник, а в провинциальных центрах наряду с гравюрой на металле художники продолжали работать в традиционной технике ксилографии. Гравюры их интересны новой светской тематикой и появлением станковых форм в графическом искусстве этого времени.

Редко можно встретить в 16 веке такой целостный и законченный ансамбль, как ксилографическая серия «Концерт», выполненная лионским мастером, имя которого осталось неизвестным. Здесь изображены музицирующие дамы, дирижер, кавалер с кларнетом. Манера гравера лаконична. Фигуры музыкантов представлены крупным планом, художник передает их пластику, работая большими плоскостями белого и штриховкой. Четкая контурная линия резко выделяет силуэты фигур на светлой поверхности листа. Обобщенность и некоторая жесткость линий контура придают гравюрам черты сходства с лубком, образы приобретают особую значительность. Большой размер листов (серия состоит из пяти гравюр), тщательная разработка пластических и декоративных форм, выразительность образов подчеркивают станковый характер серии. Она представляет интерес и как исторический документ. С точностью хроникера неизвестный мастер передает формы музыкальных инструментов — органа, мандолины, лютни, гобоя, покрой и фасоны платьев своих современников, рисунки ткани, фасон головных уборов, причесок, различного рода украшения.

Острое ощущение времени и значительности происходящих событий было присуще французам, так как Франция начиная с 15 столетия переживала длительный период собирания своих земель. Это был период, насыщенный бурными политическими событиями в жизни страны, что и определило появление и дальнейшую разработку исторической тематики в искусстве Франции. Теме национальной истории посвящены миниатюры «Больших французских хроник», иллюстрации к книге «Море истории» (1488).

Своеобразным продолжением традиций этих изданий служит известная серия гравюр Жана Периссена и Жака Тортореля «Сорок различных картин по истории», вышедшая в свет в Лионе в 1570 году. В ней художники с документальной точностью передают события придворной жизни, битвы, сцены междоусобиц католиков и гугенотов, развертывают широкую картину жизни Франции того времени. Большинство листов выполнено в технике офорта и только семнадцать — в технике ксилографии. Многие гравюры примитивны, технически несовершенны. Однако отдельные листы серии, как, например, «Смерть короля Генриха II на турнире», можно считать творческим успехом художников. Здесь изображен один из моментов праздничного турнира, устроенного Генрихом II в 1559 году по случаю бракосочетания его старшей дочери и короля Испании Филиппа И. Гравюра привлекает внимание органичной связью подробного повествования и художественного вымысла, иллюстративностью и декоративной красочностью. Лист буквально завораживает разнообразием исторических деталей и подробностью их описания. Талант рассказчика сочетается здесь с одаренностью мастеров в области графических построений и орнаментальных украшений. Линии ложатся узором, сквозь кружевную прозрачность рисунка просвечивает белое поле листа, контрастирующее с густыми черными линиями и штрихами. Альбом гравюр Ж. Периссена и Ж. Тортореля пользовался успехом не только во Франции в 16 веке. Он выдержал шесть изданий на французском и немецком языках.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства