Главная arrow История arrow Советская гравюра arrow Ксилография - целостное художественное явление
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Ксилография - целостное художественное явление

Печать

Великая Октябрьская социалистическая революция не как эпизод или факт истории, а как глубочайший переворот в мировоззрении человечества, как свободное осознание себя, своих творческих потенций свободным человеком в освобожденном мире — это содержание эпохи обусловило необычайный расцвет искусств, и в частности гравюры.

В семье графических искусств раньше других определилась как целостное художественное явление ксилография. Первый этап ее развития приходится на 1917 — 1920-е годы, трудное и героическое время для всех граждан Советской России. Многие художники старшего поколения находились в частях Красной Армии. Многие интуитивно чувствовали необходимость своей работы в гравюре, но вели в этой области лишь лабораторные исследования, не находя прямых путей к зрителю. Немало книжных работ, исполненных в это время, не было издано или они издавались спустя десятилетия. Самое непосредственное применение в эти годы ксилография имела не столько в книжном, сколько в журнальном деле. И, пожалуй, в тот период станковая и журнальная ксилография еще  имела перевес над книжной. В ксилографии рождались принципы нового книжного искусства, но сама книга еще не появилась.

Период активного подъема книжной ксилографии приходится на 1920 — 1930-е годы. Рассматривая это явление искусства в широком плане, можно легко различить причины его развития, общие для всех европейских стран и специфические для Советской России. Острая нехватка металла — результат хозяйственной разрухи после первой мировой войны, в такой истерзанной военной интервенцией стране, как Россия, — больно ударила по полиграфической промышленности. Поэтому естественно было вспомнить древнюю, надежную и дешевую технику изготовления деревянного клише. Существовали и другие важные факторы, способствовавшие развитию ксилографии в 20 веке во всех странах Европы: на характер графики влиял рост элементов точности, научности в сознании современного человека, чему наиболее полно соответствовала пластически емкая, чеканная форма ксилографии. Правда, на развитии европейской гравюры на дереве в начале 20 века этот фактор сказался в меньшей степени, нежели как раз противоположная стилевая тенденция, выразителем которой был экспрессионизм. Экспрессионистическая европейская гравюра извлекала из материала специфические для него свойства выразительности: драматизм контрастов черного и белого, цветность во внецветовой системе графики, и сближалась в своих приемах с самыми ранними опытами в обрезной гравюре на дереве средневековых мастеров. Не только в изобразительном искусстве, но и в любой сфере общественной деятельности стал учитываться сознательный, научный момент воздействия на мир.

Эти факторы, несомненно, влияли на развитие советской ксилографии. Правда, в Советской России этот процесс ускорился благодаря наличию особых социально-экономических условий. Рост потребности в книге, приобщение революцией к чтению громадной массы новых читателей, с одной стороны, жесточайшая разруха полиграфической промышленности (следствие гражданской войны), с другой — все это заставляло издательских работников и художников искать и находить в ксилографии ту помощь, которую она уже оказала книге в 15 — 16 веках, в пору своего первого творческого рождения. В этом отношении гравюра на дереве вновь взяла на себя демократическую миссию искусства. Но в то же время советские ксилографы смогли достичь и очень глубокого проникновения в ткань литературных произведений, что остается весьма существенным для советского искусства книги и в наши дни. Под влиянием идей революции художники обратились к новому читателю. Они говорили с ним на уровне собственных, достаточно сложных представлений о художественной литературе. Таким образом, начинающему читателю давался как бы творческий кредит. В результате без упрощенчества и вульгаризации литературных образов в ксилографии были открыты новые средства эмоциональной и духовной выразительности и выработан метод углубленного познания литературы.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства