Главная arrow История arrow Английская гравюра 18 века arrow Кульминация и конец меццо-тинто в Англии
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Кульминация и конец меццо-тинто в Англии

Печать

Конец 18 — начало 19 века было кульминацией и одновременно концом меццо-тинто. Спрос на него был настолько велик, что даже многочисленные издательства в Лондоне, занимавшиеся печатанием и продажей модных эстампов (иногда их возглавляли сами художники, как, например, У. Дикинсон, Дж.-Р. Смит), с трудом удовлетворяли его.

Дж.-Р.Смит Леди Каролина Монтегю, С оригинала Дж.Рейнолдса

Для эпохи промышленного переворота, начавшегося в Англии в 60-е годы 18 века, весьма длительный кропотливый процесс гравирования в технике меццо-тинто не отвечал духу и потребностям времени. Не удовлетворяла теперь и малотиражность листов в этой технике. Практические и рациональные задачи породили мнимое «усовершенствование» меццо-тинто, приведшее его в конечном итоге к гибели. Замена медной доски с быстростирающимся зернением на прочную стальную лишила оттиск былой сочности и бархатистости, вызвала измельчение и жесткость общего тона. К концу первой трети 19 века оригинальное искусство репродуцирования превратилось в механическое ремесло тиражирования репродукций.

Помимо меццо-тинто, в котором Англия 18 века достигла своих самых выдающихся успехов в гравюре, в стране получает распространение техника пунктира. Пунктирная манера по своей популярности и достижениям соперничала с меццо-тинто. Она была прозвана на континенте «английской манерой», также завоевав лидирующее место в Европе.

Пунктир, как и меццо-тинто, был техникой, завезенной в Англию с континента. Но там наибольшей популярностью пользовалась карандашная манера, связанная с высокой культурой европейского рисунка 18 столетия. В Англии же, где рисунок не поднялся на значительный уровень (за исключением Т. Гейнсборо), распространяется разновидность карандашной манеры — пунктир. Именно пунктир как нельзя более удачно соответствовал эстетическим потребностям и вкусам англичан. Он отвечал общей направленности культуры времени и прочно утвердился здесь, обретя подлинную родину, и служил также в основном репродукционной техникой.

Вслед за сентиментально окрашенной поэзией Дж. Томсона, У. Коллинза, Т. Грея, чувствительными романами С. Ричардсона, а также произведениями других поэтов и писателей середины века, прививших публике вкус к прелестям деревни, сельской тишины, домашнего уюта, возвышенным и нежным чувствам, эти темы стали необычайно модны в английской жанровой живописи. Это вызвало большой спрос на репродукции с них. Сентиментально-романтические, подчас идиллические настроения нашли удачное претворение в пунктирной манере. Воздушная, основанная на мельчайших точках, методично нанесенных иглой, словно легкой паутиной рождающих изображение на листе, пунктирная манера способна в цветных оттисках давать нежнейшую и разнообразную раскраску, соответствующую условному цвету живописных оригиналов, с которых делались гравюры. Эти листы обычно выдержаны в розоватых, голубоватых, коричневато-желтоватых тонах.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства