Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Лепка из белого

Печать

И. В. Голицыну офорт не кажется достаточно свободной графической техникой. Он сейчас почти не участвует на выставках эстампа и открывается зрителю главным образом как рисовальщик.

В ранних гравюрах Голицына, как, например, в «Натюрморте с гравировальными инструментами» (1962) или «Натюрморте с гравюрой Фаворского» (1962), белый штрих нематериален, он выполняет ту же роль, что движки в древнерусской живописи: выражает экспрессию, внутреннюю жизнь образа. Затем гравюра высветляется, по количеству белое начинает преобладать, но оно еще нематериально — белым обозначена пустота, некое абсолютное, безвоздушное пространство, в котором распространяется свет. Далее, переходя к системе черно-штриховой гравюры, Голицын наделяет белое качествами вязкости, весомости. Оно сохраняет светоносность, способность выражать эмоциональный строй, но сверх того становится материальным. Белое трансформируется, пространственно изменяется, становится то более близким, то далеким. Художник «лепит» из белого («лепка из белого» — так называл В. Фаворский искусство рисунка), все уменьшая и уменьшая количество черного («Утром у Фаворского», 1963; «Рубка капусты в мастерской скульптора», 1968; «Стихи», 1967; «Беседа под деревом», 1968).

Утром у Фаворского. 1963 И.Голицын

Если художники, связанные ученической преемственностью с Фаворским, работают в основном в высокой гравюре, то последователи П. В. Митурича отдают предпочтение литографии. Прямых учеников П. В. Митурича мало. Но благодаря педагогической деятельности одного из них — Павла Григорьевича Захарова, доцента Московского полиграфического института, школа Митурича значительно расширилась. Правда, в целом она объединяет художников-рисовальщиков. В литографии к ней можно отнести Мая Петровича Митурича и Виктора Ароновича Дувидова. Оба они по преимуществу рисовальщики и в литографию переносят те же качества, которые свойственны им в рисунке. Связь с натурой обнаруживается в каждой их работе: в пейзаже, портрете, анималистическом рисунке (у М. Митурича), в пейзаже, портрете, натюрморте, жанровых композициях (у В. Дувидова). Натуру они изучают с точки зрения ее конструкции и цветовой характеристики. Это приводит к своеобразному решению проблемы декоративности, не только не вытесняющей из восприятия зрителя ощущение непосредственного переживания натуры, но усиливающей его. Что же касается индивидуальных особенностей этих мастеров, то почерк М. Митурича в литографии легко узнаваем: броский кистевой рисунок тушью, резко контрастный и свободный по пятну, крепкий по композиции. Карандашные литографии М. Митурича также отличаются значительной долей экспрессивности, что является не столько следствием желания передать свое эмоциональное восприятие, сколько выражением непреклонной, сосредоточенной воли художника изучить, исследовать, запомнить натуру («В. А. Фаворский на смертном одре», 1964; серия «Тува», 1965).

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства