Главная arrow Мастерство художников arrow Лингвист и социолог Марр
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Лингвист и социолог Марр

Печать

Бартольд считал, что исторический процесс для Востока и Запада един и «в этой цепи культурного взаимодействия нет промежутка между «Востоком» и «Западом», «социологию» же как науку нельзя строить на фактах одной только истории европейских народов.

Последний тезис был исходным и для Н. Я. Марра. Но как лингвист и социолог Марр отказался от поисков света с Востока, Запада, Севера и Юга и призывал для объяснения сходства разноплеменных мифов и близких по типу изображений идти вглубь, «в бесконечную даль времен организованного человечеством творческого труда, единственного источника... мировоззрений, типов и форм». Признав, что все культуры и языки

Сравнивая легенду русской летописи об основании Киева с армянским сказанием о Куаре, Марр возводил обе эти легенды к скифской эпохе. В яркой интерпретации В. Н. Чепелева выходило и так: «В своей согдийской стадии скифский элемент создал зороастризм, в своей парфянской стадии он вызвал к жизни одну из важнейших держав античного Востока... В праскифском и скифском этническом массиве согдийцы (таджики), туркмены, иберы, быть может, и славяне, имеют ту общую родоплеменную среду, которая лежит в основе их этногенезиса:

К сожалению, в глазах ряда истолкователей учения Марра история все более теряла свой конкретный смысл. Археология и этнография представлялись излишними. Они «снимались» историей материальной культуры. Едва ли не все методы археологических исследований — изучение стратиграфии культурных напластований, археологических памятников по целостным комплексам, типологические классификации, сравнительное изучение памятников и пр. — были отвергнуты. Создавалась угроза, что место конкретно-исторических исследований займут самые общие, так сказать, типовые черты социально-экономической структуры формаций по готовым априорно взятым мертвым схемам. Связи, отношения, взаимодействия снимались в искусстве полностью. И дело не столько в шаблоне штампованных фраз, которыми, как известно, оперировала вульгарная социология. Снималась нея история отдельных этнических образований, вопросы происхождения народов, их расселение в разные эпохи и взаимосвязи.

Порождения вульгарной социологии были осуждены партийно-правительственным решением об учебниках истории. Но среди историков искусства проблемы взаимодействия и связей культур оставались надолго под подозрением и не получали развития. К вопросу о взаимодействии художественных культур одним из первых вернулся И. А. Орбели. Разделяя позиции Марра в некоторых вопросах языкознания, он поддержал и великолепно развил взгляд Бартольда на религии Востока.

 

Последнее обновление ( 17.09.2010 г. )
 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства