Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Литографии Эжена Делакруа

Печать

Эжен Делакруа оставил более ста литографий, среди которых много отдельных эстампов и несколько больших серий иллюстраций. Он начал с офорта, и хотя его гравюры на металле не сравнимы с его литографиями, они обнаруживают серьезный интерес художника к графическому искусству: стоит упомянуть его офортные копии двух гравюр Рембрандта и повторение композиции «Вот идет бука» из серии «Капричос» Ф. Гойи, выполненное чистой акватинтой.

Первые литографии Делакруа относятся к 1817 году, но по-настоящему значительную работу — лист «Макбет и ведьмы» он выполнил лишь в 1825 году. В нем соединяются характерные черты Делакруа-графика и общие качества романтической литографии. Мастер изображает здесь ночную сцену с искусственным, почти фантастическим светом. Он работает не карандашом, а скребком, отчего основной элемент в его композиции — белый штрих. Белая бумага оттиска оказывается, таким образом, носителем светоносности, она перестает быть нейтральным фоном и как бы входит в художественную ткань произведения. Белый штрих очерчивает контуры фигур, скользит по основным деталям, насыщает глубиной темный фон. С этой изменчивостью освещения, с динамичностью штриха в литографиях появляется элемент движения, начало становления, которое словно пронизывает всю сцену. Этой изменчивости, неприязни к статике и подчинены все эффекты освещения в листах художника, который стремится не только изобразить ту или иную сцену, но и выразить эмоциональную атмосферу, которую она порождает. Отсюда и момент незаконченности, в которой обвиняли его классицисты. В многочисленных листах с изображением античных медалей четкие контуры расплываются, растушевка сходит на нет, масштабы подчеркнуто сопоставлены, в композиции все подчинено важнейшей для романтиков задаче: заставить эти строгие, холодные, классические формы жить на листе.

Э.Делакруа Иллюстрация к трагедии И.-В. Гёте «Фауст». 1828

Названные качества характерны и для более поздних литографий Делакруа, таких, как серия иллюстраций к «Фаусту» И.-В. Гете (1828), о которой с похвалой отозвался сам автор и про которую историк графики Беральди пишет, что она оказалась таким же исповеданием романтической школы, как и предисловие В. Гюго к «Кромвелю». То же можно сказать о циклах иллюстраций к «Гамлету» У. Шекспира (1834 — 1843), к «Гецу фон Берлихинген» И.-В. Гте (1836 — 1843), 0 листах с изображением львов, тигров, охоты.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства