Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Литографии Эжена Каррера

Печать

Эжен Каррьер в своих литографиях разрабатывал, собственно, один мотив. Его портреты, все без исключения, выполнены белым на черном фоне. В этих листах обозначены лишь основные черты изображаемого, и они словно фосфоресцируют в полной темноте. Свет всегда как бы с трудом пробивается сквозь изначальную глухую стихию ночи, часто кажется, что он не доходит до самой поверхности листа. Лица у Каррьера — это скорее воспоминания о людях, чем портреты, не случайно почти все они изображены с закрытыми глазами.

Э.Каррьер  Поль Верлен. 1896

Художник дает как бы намек на образ, зритель должен сам домысливать то, что не сказал автор: привкус таинственности был важной чертой эстетики символизма. И подчас на этом пути гравер приходит к неизобразительной арабеске, настолько трудно уловить реальный образ в таких его литографиях, как «Мечты» (1897), «Нежность» (1900). Каррьер как бы все время балансирует на грани реального и призрачного. У него, как и у импрессионистов, в основе стиля лежит принцип преображения предмета под воздействием света, но здесь свет становится не носителем движения, не свойством материального пространства, он приобретает как бы самостоятельную жизнь, понимается как воплощение некой нематериальной субстанции, создающей особый, ирреальный мир.

Каррьер работает только скребком и стеклянной бумагой, давая очень тонкие оттенки светлого. В его листах нет линии, все передано пятнами светлого различной насыщенности, и понятно, что такой сугубо живописный стиль чрезвычайно сближает между собой литографии и картины Каррьера.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства