Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Литографии Одилона Редона

Печать

Характерно, что гравюрой занимались многие художники-символисты, программно отказывавшиеся «копировать» реальные объекты и ситуации. Первым из них обратился к гравюре, преимущественно к литографии, Одилон Редон, мастер, относящийся к поколению импрессионистов и выступивший с первыми символическими листами в 1879 году (серия «В мечтах»). Литографии Редона — это странный сплав литературных и художественных влияний, изощренной выдумки и форм микромира. Все листы полны мистицизма, их подчас невозможно логически расшифровать. Художник говорил, что он «создал вымысел». В страшных и неясных листах из серий «Эдгару По» (1882), «Возникновения» (1883), «Дань Гойе» (1885), «Ночь» (1886), «Искушение св. Антония» (1888 — 1896), «Цветы зла» (1890), «Сновидения» (1891), «Дом, где водится нечистая сила» (1896), «Апокалипсис св. Иоанна» (1899) перед нами проходят мрачные фантазии: крылатые головы, летящие над пустыней, человеческий глаз (то в виде воздушного шара, то висящий на стебле, как цветок), химеры, пауки с обезьяньими чертами, скелеты, уроды, бактерии, то есть «совершенно особая болезненная и бредовая фантастика», как сказал о них поклонник Редона М.-К. Гюисманс.

О.Редон Э.Каррьер Плененный Пегас. 1889

Но при этом литографии Редона замечательны редкой графической красотой, игрой светотени, насыщенностью колорита. Ни у одного другого литографа нет таких бархатных черных тонов, таких сверкающих и лучащихся светлых. Именно эти градации света и создают поэтическое и часто действительно таинственное настроение гравюр, а вовсе не поверхностная и безответственная мистика сюжета. Вопреки их фантастичности, мощь этих необыкновенных валеров, контрастов, трагических сопоставлений тонов несет особую жизненную силу; легчайшие серые тона, сияющие и прозрачные, сообщают литографиям оттенок нежности и меланхолии.

Гравер долго работал над каждым камнем, добиваясь специфического ритма и колорита, соответствующего теме листа. Как раз в тех его гравюрах, где отсутствует эта «бредовая фантастика», можно особенно почувствовать силу и тонкость Редона как графика: какой необыкновенной длительностью и тишиной наполнен лист «Читающий» (1892), как ломок и незавершен ритм линий в «Падении Фаэтона» (1896), как трагично сверкают черные и белые пятна в «Плененном Пегасе» (1889), как строга, чеканна и классична пластика «Парсифаля» (1892).

Редон начал работать раньше, чем крупнейшие граверы конца века, но как раз лучшие его листы исполнены после 1890 года, когда он стал членом группы «Наби» («Пророки»), большинство художников которой занимались гравюрой. В чисто графическом отношении литографии Редона — одна из вершин европейской гравюры 19 века, в черно-белой литографии никто не достигал такой магии светотени.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства