Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Литография Эдуарда Мане

Печать

Это полное овладение Мане внутренним движением, умение выказать его разными способами, включить в строй гравюры темп взгляда самого художника — огромное завоевание мастера, тем более важное, что он приходит к подобным результатам не только в офорте, но и в литографии. Эдуард Мане делает следующий шаг по сравнению с поздними литографиями Оноре Домье: он не останавливается на одном каком-либо компоненте (как Домье — на линии), весь строй его лучших литографий динамичен.

Прежде всего обращает на себя внимание появление в его листах фактуры. Если для Теодора Жерико, например, фактура имела чисто эстетическое значение, если у художников середины 19 века рисунок в литографии играет лишь изобразительную роль, а эмоциональный тон выражается через соотношение темных и светлых пятен и напряженность штриха, то у Мане разнообразие мазков чрезвычайно мягкого литографского грифеля создает поверхность, очень богатую не только светосильными отношениями, но и экспрессивным характером самих мазков. Мане густо накладывает краску, мягко растушевывает, кладет глухое пятно, процарапывает, сводит тон на нет, рисует энергичными штрихами, и всякий раз подчеркивает силу, интенсивность, направление и темп мазка.

Э.Мане Гражданская война. 1871

В литографии «Гражданская война» (1871), созданной в дни расправы с коммунарами, порывистость фактуры сообщает листу необычайную световую вибрацию и одновременно придает ему глубокую эмоциональность. Но при этом через характер движения грифеля мы ощущаем стремительность восприятия художника. Этому же ощущению способствуют и сложность ракурсов, и срезы фигур: если в «Улице Транснонен» Домье, сюжетно близкой к этой литографии Мане, чувствуется как бы некоторая выключенность происходящего из времени (художник словно остается наедине с убитым и имеет возможность рассказать о событии со всеми деталями), то в листе «Гражданская война» время сокращается до момента (мы не успеваем рассмотреть подробности, а лишь схватываем самое существенное — торчащие ступни, безжизненное тело, тревожный беспорядок темных пятен, свет, отражающийся от шершавых булыжников). По сравнению с Домье, Мане утрачивает в степени обобщения, но это возмещается большей непосредственностью, остротой, художественной взволнованностью.

Все литографии исполнены движения. Это или быстрота взгляда гравера («Гражданская война»), или стремительность самого физического движения персонажей («Скачки», ок. 1869, где и трибуны, и жокеи изображаются только бесформенными пятнами и порывистыми штрихами), или, наконец, подвижность самой светотени, что имеет, в первую очередь, эмоционально-драматическую задачу, как, например, в иллюстрациях к поэме «Ворон» Э. По (1875). В иллюстрациях к «Ворону» сам характер мазка, движение грифеля создает вибрацию света, почти уничтожающую определенность контуров (как это было и в офорте «Очередь в мясную лавку»), само пространство как бы наполняется движением, а в последнем листе от всей композиции остается лишь движение тени улетевшей птицы. Так у Мане начало выразительности все определеннее преобладает над чисто изобразительным элементом. И в конечном счете, основой этого становится все более усиливающаяся личност-ность восприятия художником мира.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства