Главная arrow История arrow Русская гравюра 16 начала 20 века arrow Лицевая Библия Василия Кореня
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Лицевая Библия Василия Кореня

Печать

В этой книге все необычно: ее всеобъемлющее содержание вместо гравюры-декорации, проблематика (судьбы мира и человека), жанр (лицевая книга), связь с народным полуязыческим мировоззрением, с монументальным искусством фрески.

Необычны размер и формат этой книги, облик бога и человека, изображение обнаженного тела, анатомически правильный рисунок при бесплотности фигур и декоративной их стилизации, плавная живая текучесть орнаментальных линий в Книге Бытия, а в Апокалипсисе — бурное движение, напряженная стремительность линий, перебивающие друг друга ритмы, переменчивое пространство и время.

лицевой книги, Василий Корень Второй день творения. Лист из Библии 1692—1696

Появление лицевой Библии в русской гравюре конца 17 века не случайно. Ее сюжет (начало и конец света) тесно связан с проблематикой русского 17 столетия: с размышлениями о судьбах мира, о боге и человеке, недоверием к учению Коперника, апокалипсическими настроениями раскольников и интересом к ничем не примечательной, даже грешной человеческой личности.

Острота проблем заставила ответить на них в гравюре, самом массовом виде искусства, и создать для этого новый жанр — лицевую книгу, рассказ в картинах для неграмотных.

Лицевые книги Кореня сделали русскую гравюру искусством иллюстрации, внесли в нее понятие сюжета и связанные с ним представления о времени, пространстве, движении, действии.

Художник компоновал все церковное пространство так, чтобы создать целостную картину Вселенной и священной истории, а не изложить ее шаг за шагом. Расчет на постепенность восприятия фресок в храме, конечно, был, так как в интерьере церкви двигался зритель, но цельность времени и пространства преобладала над его подвижностью и расчлененностью и в самой росписи, и в восприятии ее зрителем. Поступательное движение сюжета встречалось и в клеймах житийных икон, но иконы с житием создавались тоже в расчете на цельность первого впечатления.

Жанр лицевой книги доводил до логического конца средневековые представления о времени как временном потоке между началом и концом мира и как нельзя лучше отвечал соотношению Книги Бытия и Апокалипсиса: движение книги от начала к концу соответствовало средневековым представлениям о священной истории, начальные события которой назывались «передними», а конечные «задними». Жанр лицевой книги, рассчитанной на перелистывание, приводил в соответствие последовательность изложения событий священной истории художником и последовательность ее восприятия зрителем, то есть обострял идею движения времени.

Эта доведенная до предела последовательность событий могла бы обернуться в книге Кореня ренессансной дробностью времени и пространства, страницей-кадром, но этого не случилось. Автор Библии Кореня заставил жанр лицевой книги служить себе и по-разному использовать его возможности в Книге Бытия и Апокалипсисе.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства