Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Лубочная книжка

Печать

Лубочная книжка в русском медном лубке как бы возникает из композиции житийной иконы, положенной горизонтально. Вначале ее центральное клеймо начинает свободно перемещаться вправо и влево, вверх и вниз среди клейм, а в клеймах появляется полоска текста («Сказание о честном семике и о честной масленице»). Затем центральное клеймо исчезает, но все остальные клейма еще включены в общую рамку («Притча о блудном сыне»). Наконец, разрушается и сама рамка, а каждое клеймо с разросшимся текстом превращается в книжную страницу («История о принце Адольфе Лапландийском и об острове вечного веселия», «История о славном и храбром витязе Бове-королевиче и о смерти отца его»).

Встреча принца Адольфа со Временем Лист из лубочной книжки «История о принце Адольфе Лапландийском и о острове вечного веселия». 2-я половина 18 в.

Раскраска лубка на меди отличается от раскраски лубка деревянного резкостью цветовых сочетаний. Акцент в ней создает удар теплого цвета (красного, вишневого) о холодный (зеленый, голубой) цвет.

Со временем «мелочность» медного лубка, его стремление к подробности, описанию и рассказу приводит к перегруженности гравюр деталями, к измельчению формы, штриха, цветового пятна. Красить лубок, как прежде, в пять-шесть цветов (красный, зеленый, желтый, вишневый или лиловый и голубой, иногда черный), согласуясь с его графикой, стало нельзя, так как издали такой дробный цвет смотрелся бы пестрой и грязной неразберихой. Противоречие графики и цвета медного лубка в последней четверти 18 века иногда разрешали упрощением цветовой гаммы до двух-трех цветов (красный, травянисто-зеленый, коричневый с зеленоватым оттенком), а в конце 18 века медный лубок стали порой слегка подкрашивать только одной красной краской. Эти небрежно положенные одинокие пятна цвета далеко не всегда делали лист нарядным и часто не объединяли его, а только мешали его цельному восприятию. В начале 19 века медный лубок стали порой печатать на голубой бумаге, иногда без раскраски (лубочные книжки за мелкостью почти никогда не раскрашивали).

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства