Главная arrow История arrow Английская гравюра 18 века arrow Мастера английского меццо-тинто
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Мастера английского меццо-тинто

Печать

Новая блестящая страница в истории английского меццо-тинто открывается со второй половины столетия. Она связана прежде всего с деятельностью группы ирландских мастеров, приехавших в середине века из Дублина в Лондон. Они широко развернули репродукционное дело в технике меццо-тинто.

Дж.Арделл Лорды Джон и Бернард Стюарт. С оригинала Л.Ван Дейка

Имя самого значительного художника Джеймса Мак Арделла стоит первым в ряду этих мастеров. За недолгую творческую жизнь он открыл собственную мастерскую в Лондоне, выпустил большое число первоклассных листов с картин старых мастеров. Великолепны его меццо-тинто с портретов А. Ван Дейка («Лорды Джон и Бернард Стюарт»), но особенно много он репродуцировал работы английских художников 18 века: У. Хогарта («Модный брак»), Т. Хадсона («Герцогиня Анкастер») и своего современника, главы английской школы живописи, Дж. Рейнолдса («Джон, граф Роутс»). Листы Мак Арделла свидетельствуют о блестящем владении техникой меццо-тинто, смелом, но деликатном использовании ее возможностей. Зернение его досок образует единый мягкий глубокий тон, нежные переходы от темного к светлому и игра их нерезкого чередования рождают на монохромном листе декоративное и поистине живописное зрелище. Не случайно Рейнолдс высоко оценил репродукции Дж. Мак Арделла со своих произведений, сказав, что «этот человек сделает мое имя бессмертным».

Его ученики Эдвард Фишер, Джон Диксон, Томас Фрай и пользовавшийся особым успехом Джеймс Уотсон унаследовали тщательность и деликатность работы Дж. Мак Арделла, способствуя еще большей славе английского меццо-тинто.

Своего высшего расцвета эта техника достигла в последнюю треть 18 столетия, выдвинув плеяду подлинно виртуозных мастеров. Хотя природа этой техники такова, что мало допускает развития ее выразительных средств и изменения художественных приемов, деятельность таких мастеров, как Джон Рафаэль Смит, Валентин Грин, Уильям Дикинсон, братья Уильям и Джордж Уорды, Ричард Ирлом и ряд других художников, демонстрирует тонкое художественное чутье и мастерство. Они в первую очередь и могли превратить репродукционное меццо-тинто в листы самостоятельной художественной ценности.

При переводе живописного полотна в гравюру значительно меняется характер восприятия произведения. Это связано во многом с уменьшением, как правило, масштаба изображения. Оно приобретает большую камерность, «кабинетность» в листе. Репродуцирование влечет за собой и трансформацию красочной живописности полотна в монохромную светотень. Это требует от гравера поиска такого живописного богатства и нюансировки в пределах одного тона, которые могли бы донести до зрителя красоту и эффект оригинала. Наконец, мастер никогда не должен забывать о совершенно иной матово-бархатистой фактуре изображения, от сочности и глубины которой многое зависит в окончательном декоративном эффекте листа и восприятии произведения зрителем.

Творческое отношение английских мастеров 18 века к искусству меццо-тинто заставляло их учитывать все эти особенности. Они добивались не только близости к оригиналу в передаче характера исполнения, атмосферы и духа произведения, но сообщали листу специфически гравюрную эстетическую прелесть.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства