Главная arrow История arrow Советская гравюра arrow Мастера украинской гравюры
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Мастера украинской гравюры

Печать

Украинская гравюра еще в эпоху 1920 — 1930-х годов выдвинула таких мастеров, как М. Г. Дерегус, В. И. Касиян, Е. Л. Кульчицкая, М. Е. Котляревская, В. Ф. Мироненко, Е. Б. Сахновская. В их творчестве активно звучит историческая и историко-революционная тема.

Ксилографии Василия Ильича Касияна «Герои Перекопа», «Артем» (1936) исполнены энергичным штрихом с использованием резких светотеневых контрастов, что придает им драматическое звучание. Художник работает и в технике офорта, осваивая ее в возможностях приближения к свободному мягкому и живописному рисунку. В этой технике Касиян создает более камерные работы, связанные с воссозданием образа традиционной украинской деревни («Аисты»). В героико-романтическом плане решены листы серии линогравюр, посвященной образу Т. Г. Шевченко, над которой художник работал в 1960-е годы.

В. Касиян, Тарас Шевченко с казахским мальчиком, 1960

К образу Т. Г. Шевченко обращается в начале 1960-х годов и Владимир Сергеевич Куткин, создав серию линогравюр «По мотивам творчества Тараса Шевченко».

Большой поэтичностью отличаются созданные в 1950-е годы листы Валентина Гавриловича Литвиненко, работавшего в технике цветной и черно-белой линогравюры («Вечер», 1951). Тонкий лиризм, чувство национального колорита и высокое мастерство всегда присущи гравюрам Елены Львовны Кульчицкой, как, например, ее серии «Гуцульщина» (1947), выполненной сразу вскоре после окончания Великой Отечественной войны.

Многие мастера украинской гравюры работают в технике офорта. Издавна эта техника привлекает внимание живописца и графика Михаила Гордеевича Дерегуса. Он стремится извлечь из техники офорта эффекты цветовой выразительности. Работы Дерегуса обращены к истории Украины, ее фольклору. Романтическая приподнятость, эпичность и монументальность образов отличают как ранние произведения художника (серия «Украинские народные думы и песни», 1947 — х958) так и более поздние его работы («Рождение песни», 1959).

К технике офорта и акватинты обращался и известный украинский график Василий Федорович Мироненко. Художника привлекала тема индустриального пейзажа (серии «Возрождение Донбасса», «Украина»). Полны лиризма его офорты, посвященные природе Украины («Вечер», 1951).

В технике линогравюры решал тему восстановительного труда советских людей Александр Сафонова Пащенко. Тему нового, социалистического пейзажа художник развивает в сериях 1950 — начала 1960-х годов: «Восстановление Днепрогэса», «Рождение Кременчугской ГЭС», «Приазовье».

В технике линогравюры и ксилографии работают Г. В. Якутович, М. З. Илку, С. Ф. Адамович,      А. Ф. Рыбачук, В. В. Мельниченко. Мельниченко и Рыбачук занимаются и монотипией. Придя в графику из живописи, оба эти мастера продолжают решать проблему цвета. Их эстампы сложны по колориту, точны по рисунку, монументальны, содержательны и эмоциональны в образном плане.

Многие украинские графики-станковисты активно обращаются к книжной иллюстрации. В технике линогравюры исполнил иллюстрации к «Преступлению и наказанию» Ф. М. Достоевского (1957) Сергей Фадеевич Адамович. Большое значение для украинских граверов имеет изучение традиций народного искусства, старопечатной книги.

В книжной иллюстрации много работает Георгий Вячеславович Якутович («Тени далеких предков», 1966; «Слово о полку Игореве», 1978). Творческий путь Г. В. Якутовича, известного украинского графика, типичен для советских художников, чья молодость совпала с эпохой конца 1950-х годов. Это сказывается и в смене графических техник (от линогравюры — через ксилографию — к офорту), и в поисках гражданственной темы и монументальной формы в искусстве, и в глубоком уважении к народной и профессиональной традиции русского и украинского искусства.

Серия офортных иллюстраций Якутовича к «Слову о полку Игореве» выступает не только как значительнейший этап в творчестве мастера, но и как характернейшее для всей советской графики конца 1970-х годов явление. Обращение Якутовича к изобразительной интерпретации «Слова» органично для художника, имеющего двадцатилетний опыт работы над историко-эпической темой.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства