Главная arrow История arrow Русская гравюра 16 начала 20 века arrow Медный «лубок старообрядцев»
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Медный «лубок старообрядцев»

Печать

На рубеже 18 — 19 веков, когда деревянный лубок почти исчез, а русский народный лубок на меди пришел в упадок, возник медный «лубок старообрядцев» — лубок особого «иконописного» стиля, который просуществовал до 30 — 40-х годов 19 века. В нем русская народная картинка пережила второе рождение. Его создатели придали медному лубку чистоту, блеск и законченность национального стиля, уничтожив исконную двойственность медного лубка (возникшую от его связи с современным ему искусством России и Запада). Они перегравировали заново многие сюжеты русского лубка на меди 18 столетия, используя традиции иконы и деревянного лубка, и создали свой собственный, несколько архаичный изысканный стиль, который вернул русскому лубку утраченное им великолепие рисунка и где впервые в полную меру проявились скрытые декоративные возможности медной доски. Совершенство рисунка этого лубка не уступает иконе и лубку деревянному, а его графическая декоративность даже превосходит последний: лубок на меди конца 18 — начала 19 века не требует раскраски («История о славном и храбром витязе Бове-королевиче и о смерти отца его»).

Основную выразительную нагрузку в «иконном» лубке несут четкость силуэта черного массива медной доски на белом фоне бумаги, точность и красота стилизованного под икону движения и декоративно разработанная фактура доски. Этот лубок ввел в русскую гравюру новое конструктивное понимание формы и новый прием сочетания черного и белого цветов в гравюре. Мастера медного лубка создавали гравюру не только из белого фона листа бумаги (как в деревянном лубке) и не из всей плотной темной массы медной доски, высветляя ее в нужных местах так, как это было принято в профессиональной гравюре 18 века и как работал порой Петр Чуваев. Гравер как бы делает агашикацию черным на светлом фоне бумаги, сохраняя одновременно и цельность бумаги, и цельность медной доски. Бумага «просачивается» в черное узкими белыми полосками или «выходит» вперед большим белым пятном первого плана, «прикрепляя» к себе доску, связывая черное с белым фоном, создавая упругую объемную форму предметов, гладкую, блестящую фактуру металла или светлых ликов.

Контраст черного и белого не только «строит» силуэт, «лепит» форму предметов и фигур, но придает листу цветовую звучность. Гравюру украшает также целая система перекатов контурных линий, плоского перекрестного штриха и разнообразнейших мелких штришков и точек. На смену «небрежному» офорту, в котором работали мастера медного лубка 18 века, приходит четкий строгий резец с собственной декоративной системой ведения линий и штриха.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства