Главная arrow История arrow Искусство Франции XV века arrow Мельхиор Брудерлам и Малуэль
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Мельхиор Брудерлам и Малуэль

Печать

Жан Малуэль. Оплакивание9. Жан Малуэль. Оплакивание. Ок. 1400

Предполагали, что Малуэль начал и другую картину — «Казнь св. Дионисия», теперь ее целиком приписывают более молодому дижонскому художнику Анри Бельшозу (умер ок. 1440 г.).

Три разновременных собы­тия— распятие Христа, причащение Дионисия и его казнь сведены на плоскости в одну сцену — прием, характерный для искусства средних веков и подсказанный также специ­фикой театральных постановок, когда на сценической пло­щадке одновременно устанавливали декорации всех дей­ствий. Ключом единства стало несколько раз ритмически повторенное полукружие. Отчетливо просматривающееся в концентрическом расположении ангелов вокруг Саваофа, благословляющего распятого сына, оно еще раз намечено во внутреннем контуре симметричных боковых групп.10. Анри Бельшоз. Казнь св. Дионисия. Ок. 1416Анри Бельшоз. Казнь св. Дионисия

«Казнь св. Дионисия» отличается повествовательностыо и наряду с тем большим интересом к душевному состоянию героев. Обстоятельно описывает художник тюремную баш­ню, одежды, движение замахнувшегося топором палача, жесты людей, обсуждающих происходящее. Благоговейно-горестно лицо причащающегося Дионисия, смиренно-пе­чально у мученика, ждущего смерти, сострадательно у чело­века на заднем плане. Мягко даны светотеневые переходы, складки тканей положены спокойными параллельными ря­дами. Рельефный орнамент золотого фона, золотое шитье облачений, локальный цвет, особенно светящийся синий, приуменьшают жестокость сюжета. Работа была закончена в 1416 году, и Бельшозу, конечно, были небезызвестны до­стижения в освоении различных аспектов природы, связан­ные главным образом с деятельностью миниатюристов.

Но прежде, чем перейти к ней, следует вспомнить о художнике, от которого тянутся нити и ко многим находкам миниатюристов, и к некоторым особенностям «Казни св. Дионисия». Это — Мельхиор Брудерлам. К сожалению, мы не можем ни проследить этапы его творческого развития, ни судить о степени изменения его манеры после соприкос­новения с парижской школой. Какое-то время он работал в городе Ипре, затем при бургундском дворе, а с 1390 по 1395 год бывал в Париже. Тогда и был начат так называ­емый Дижонский алтарь, основное произведение мастера,— четыре сцены («Благовещение», «Встреча Марии и Елиза­веты», «Принесение во храм», «Бегство в Египет»), стоя­щие совершенно особняком во французской живописи тех лет из-за их тяготения к перспективе, игре света и тени, из-за той детальности, с которой проработаны пейзажный и интерьерные фоны. В миниатюре все это встретится лишь спустя несколько лет. Неторопливость действия, простота спокойных, размеренных движений, точно подмеченные по­зы предваряют некоторые черты манеры Бельшоза.


Предполагали, что Малуэль начал и другую картину — «Казнь св. Дионисия», теперь ее целиком приписывают более молодому дижонскому художнику Анри Бельшозу (умер ок. 1440  г.). 10. Анри Белыиоз. Казнь св. Дионисия. Ок. 1416

11. Мельхиор Брудерлам. Дижонский алтарь. «Принесение во храм» и «Бегство в Египет». 1394—1399

Предполагали, что Малуэль начал и другую картину — «Казнь св. Дионисия», теперь ее целиком приписывают более молодому дижонскому художнику Анри Бельшозу (умер ок. 1440  г.). 10. Анри Белыиоз. Казнь св. Дионисия. Ок. 1416

Мельхиор Брудерлам. Дижонский алтарь. «Благовещение» и «Встреча Марии и Елизаветы». 1394—1399

Все же в целом миниатюра опередила станковую живо­пись в овладении натурой, и открытие реалистических при­емов следовало в ней одно за другим. Три художника, принадлежавшие трем поколениям, из которых каждое знало работы предыдущего, за короткий срок, приблизительно в четверть века, добились в этой области выдающихся успехов.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства