Главная arrow История arrow Искусство Франции XV века arrow Миниатюрист, известный нам как Мастер короля Рене
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Миниатюрист, известный нам как Мастер короля Рене

Печать

Из этой среды вышли две замечательные рукописи светского содержания — «Книга турниров короля Рене», документально воспроизводящая нравы, костюмы, оружие той эпохи, и «Сердце, плененное любовью» (илл. 37), на­писанная, вероятно, самим герцогом, с аллегорическим текстом, повествующим о приключениях рыцарей Сердце

 

Желание, об их встречах с Надеждой, Меланхолией и Дружбой, о схватках с Гневом и т. п. Миниатюрист, извест­ный нам как Мастер короля Рене, создает мир, в котором действуют его современники — их костюмы, например, изо­бражаются со всей достоверностью. И все же это волшеб­ный мир, где, как во сне, движения героев замедленны, где все как бы омывает чудесный свет. Мастер короля Рене не случайно так увлечен редкими и трудными световыми эф­фектами, когда солнце, едва поднявшись над горизонтом, светит из глубины композиции или когда огонь камина ос­вещает лица снизу. Именно свет преображает каждую сцену, внося в нее значительность и таинственность.

рене,мастер,король,который38. Никола   Фроман. Воскрешение Лазаря. 1461  

В семидесятые годы в окружении герцога Рене появляется уроженец Лангедока Никола Фроман. В его раннем трип­тихе «Воскрешение Лазаря» (1461) (илл. 38) легко просматриваются сильные нидерландские влияния: в типах лиц, напоминающих персонажей Дирка Боутса и Геертгена Тот Синт Янса, во внимании к натюрморту, трактованному детально и фактурно, в характере построения пейзажа. Он, безусловно, обучался либо в самих Нидерландах, либо под началом одного из нидерландских живописцев, обосно­вавшихся на юге. Известно, что в начале шестидесятых годов он жил в Италии. В Экс Фроман попал уже сло­жившимся мастером, здесь он выполнил по заказу короля Рене «Неопалимую Купину» (1476), по которой можно судить о его зрелой манере (илл. 39).

Из этой среды вышли две замечательные рукописи светского содержания — «Книга турниров короля Рене», документально воспроизводящая нравы, костюмы, оружие той эпохи, и «Сердце, плененное любовью» (илл. 37), на­писанная, вероятно, самим герцогом, с аллегорическим текстом, повествующим о приключениях рыцарей Сердце
В боковых створках этого триптиха изображены Рене Анжуйский и его жена, окруженные святыми-покровите­лями, — здесь художник предстает хорошим портретистом и мастером в передаче тканей, драгоценностей, различных вещей. Сюжет центральной части до конца неясен. Но, по-видимому, пылающий куст, в кроне которого восседает Мария с младенцем, символизирует ее чистоту, на переднем же плане показан ангел, приносящий Иоакиму весть о том, что у него родится дочь, будущая дева Мария. Централь­ное, главенствующее расположение куста определило все построение с симметричным размещением фигур и предме­тов. В целом сцена и спокойна и уравновешена в массах. Но при этом каждая отдельная часть картины -— будь то одежды, собиравшиеся в многочисленные, подвижные склад­ки, или листья, цветы и стволы кустарника — разработана очень детально. В «Неопалимой Купине» Никола Фроман выступает рассказчиком, увлеченно повествующим о разно­образии мира, любящим материальное его обличье и в  совершенстве овладевшим приемами его живописного воплощения. Однако по силе чувства, по умению обобщать он уступает своим провансальским предшественникам.

В те же десятилетия, которые отмечены в Провансе деятельностью мастера «Благовещения из Экса», Картона и, позднее, Фромана, крупным очагом культуры становятся центральные районы Франции, сыгравшие решающую роль в процессе объединения страны.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства