Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Миниатюры Бурдишона

Печать

Жан Бурдишон, жизнь которого связана с городом Ту­ром (хотя место его рождения остается неизвестным), много работал для королевской семьи. Двадцатилетним юношей он принимал участие в росписях замка Плесси-ле-Тур, с 1484 года числился уже королевским художником. В его главном произведении — «Большом часослове Анны Бретанской» (1508) характер рисунка, композиционное построение, ровное и спокойное освещение восходят к тради­ции Жана Фуке, у которого позаимствован и способ ожив­ления тканей золотом. Но характер украшения полей ру­кописи разнообразными растительными и животными фор­мами, вызывающими своей точностью профессиональный интерес ботаников и энтомологов нашего времени, свиде­тельствуют о знакомстве с нидерландскими источниками.

Жан  Бурдишон. Апрель Жан  Бурдишон. Апрель. Миниатюра из «Большого часо­слова  королевы  Анны Бретанской». 1508

Интересны попытки воспроизвести эффект двойного освещения: в сцене «Явление ангела пастухам» свет лунысмешивается со светом костра.Визображении человека Бурдишон монотонен, хотя его довольно приятная, спокой­ная манера пользовалась немалым успехом у современников.

Миниатюры Бурдишона оказались последним сколько-нибудь значительным явлением в истории искусства укра­шения манускриптов. Иллюминированная рукопись умира­ла вместе с родившим ее средневековьем. Ее убило изобре­тение и развитие книгопечатания.

В восьмидесятые годы в роли крупного политического и культурного центра выступает город Мулен, резиденция герцогов Бурбонских. Жена Пьера Бурбона и дочь Лю­довика XI Анна де Боже после смерти отца фактически стала правительницей Франции из-за малолетства Кар­ла VIII. При Муленском дворе, выполняя заказы герцога и его близких, и работал выдающийся живописец, обычно называемый Муленским мастером. Все старания найти его имя пока не увенчались успехом. Главное его произведе­ние— Муленский триптих, на основании которого ему при­писываются и другие картины, числом около десяти.

Как и Фуке, Муленский мастер любит крупные планы, но линия, которой очерчивает он силуэт, мягче и прихот­ливее, как мягче и характеры людей, изображаемых им в традиционной позе молитвенного предстояния. Созерца­тельно-задумчивому состоянию персонажей нередко вторит пейзаж. И это уже не всеобъемлющая картина мира, а ли­бо часть города с перспективой улицы, либо сельская равнина со спокойно очерченным горизонтом. Художник внимателен к многочисленным аксессуарам одежды, узорчатому бегу складок, он любит писать ювелирные украшения, заставляет любоваться тонкостью их работы, красотой тка­ней, чеканного металла, драгоценных камней.

При сравнении работ Муленского мастера с работами Жана Фуке бросается в глаза разница в колорите": цвет у Муленского мастера более нюансирован и прозрачен. В «Портрете Мадлены Бургундской со св. Магдалиной» соединяются черные, белые, богатый оттенками коричне­вый в костюме стареющей женщины с жизнерадостными красными, синими и зелеными пятнами нарядного костюма святой. То же смелое сочетание горячего красно-коричневого с синим, белым и золотом на зелено-голубом фоне определяет гамму «Св. Маврикия с донатором». Ранней работе Муленского мастера «Рождество», около 1480 года под сильным воздействием Гуго Ван дер Гуса, еще не свойственно подобное цветовое богат­ство. То, что позднее художник обосновался в Мулене, одном из прославленных центров витражного искусства, и сказалось, по-видимому, на эволюции его колорита. 

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства