Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Начало XVI века

Печать

К началу XVI века Франция пришла полной сил и жизнедеятельности. Вслед за другими странами Европы, здесь оживленно развивается промышленность, создаются мануфактуры; купечество, заинтересованное в сбыте, ищет расширения международных связей, включается в торговлю с недавно открытой Америкой, приветствует завоеватель­ную политику королей. В свою очередь, монархи поддер­живают и стимулируют успехи промышленности и торгов­ли—источники процветания страны и пополнения казны.

Внешняя политика усложняется. Итальянские войны, начатые как захватнические, в XVI веке приобретают иной, оборонительный смысл. Главным противником Франции становится со всех сторон окружавшая ее империя Габсбур­гов. Карл V, получив в наследство Нидерланды, Испанию и Южную Италию, начал претендовать и на французские земли— Бургундию, Пикардию и Прованс. Все военные и дипломатические усилия Франциска I и его преемника Ген­риха II были направлены на нейтрализацию этой опасности.

Страна переживает духовный подъем. Напряженная работа мысли, упорное стремление к познанию и научному объяснению явлений природы вскоре приводят к весьма значительным успехам естествознания, медицины, фило­софии.

Культуру XVI века (особенно первой его половины) отличает широкое распространение принципов гуманистиче­ского мировоззрения. Корни французского гуманизма ухо­дят в последние десятилетия XV века и связаны в первую очередь с литературой. В ней ясно прослеживаются три тенденции: обращение к народной поэзии, изучение народ­ных песен, во-первых; дальнейшее развитие насквозь услов­ной куртуазной поэзии, во-вторых; усилившийся интерес к античной литературе и ее углубленное изучение, в-третьих. Народная поэзия становится источником живых образов и сочных выражений. Ученая поэзия «великих риториков» — группы литераторов, связанных с придворной средой, — хотя и остается вычурной и педантичной, но воспевает вы­сокую роль поэта, формирующего умы людей. В большом количестве появляются переводы античных авторов. Теперь вдохновляются самим духом античной поэзии, вчитываются в Цицерона, Овидия, Виргилия, а чтобы соприкоснуться с подлинным Аристотелем и Платоном, изучают греческий язык. И так как в деле исследования античности Италия намного опередила остальную Европу, французы жадно припадают к сочинениям итальянских гуманистов и к италь­янской литературе.

Связь литературы с актуальными проблемами фран­цузской действительности нашла отражение и в распро­странении таких жанров, как историческое сочинение и ме­муары. Они отличаются политической злободневностью, оценка событий дается с позиций политических симпатий авторов: одни выступают защитниками феодализма, другие ратуют за политику королевского единовластия. В силу своей большей активности литература возглавила интеллек­туальное движение последних десятилетий XV века, под­хваченное и развитое затем XVI столетием.

Французский гуманизм XVI века оставил плеяду таких блестящих имен, вошедших в историю мировой куль­туры, как Рабле, Ронсар, Дю-Белле, Монтень, чьи произ­ведения полны жизнеутверждающей силы и свободомыслия. Они противопоставляют догматическому средневековью пытливость ума и критический подход к явлениям действи­тельности. Рабле обращает всю мощь своей сатиры против бесплодного метода схоластов и обскурантизма монашеской среды, а заповедь рожденной его фантазией Телемской обители в «Гаргантюа и Пантагрюэле» — «Делай, что хо­чешь»— становится девизом гуманизма и антитезой средне­вековой морали. Свободную, всесторонне развитую лич­ность воспевает Ронсар. Ее естественные права получают настойчивое обоснование. При этом в борьбе с аскетиче­ской философией средневековья, в утверждении собствен­ного свободомыслия французские гуманисты опираются на античную литературу и искусство.

Последнее обновление ( 04.02.2011 г. )
 
След. »
© 2018 История изобразительного искусства