Главная arrow История arrow Искусство Франции XVI века arrow Некоторые особенности французского гуманизма
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Некоторые особенности французского гуманизма

Печать

Некоторые особенности французского гуманизма предопределены связью с придворной средой. Французское государство превращается в абсолютную монархию, а ко­роли обретают неограниченную власть. О Франциске I, например, венецианский посол писал, что воля короля — все «даже в правосудии, потому что не найдется никого, кто решился бы слушаться своей совести, раз это было бы ослушанием воли государя».

Короли стремятся представить единоличную власть как выражение национального единства не только в поли­тике, но и в культуре. Широко покровительствуя искус­ствам и литературе, они в какой-то мере ставят их на служ­бу своим интересам. Придается большое значение пышному оформлению грандиозных коронационных церемоний, вы­ездов короля и других празднеств. В их подготовке объеди­нялись усилия художников и писателей, и последние обыч­но, разрабатывая сложную аллегорическую программу, привносили в нее образы мифологии и литературы. Расточительное пристрастие к подобным зрелищам, а так­же роскошь и торжественность, с которой обставлялись различные церемонии при дворе, были одним из способов поддержания славы династии, идеологической демонстра­цией ее силы и процветания.

Самым крупным меценатом из последних представите­лей   династии   Валуа   был   Франциск I.   В промежутках между военными походами он заказывал переводы произ­ведений древних авторов, поощрял их изучение; следил за успехами французской культуры, собирал богатейшие кол­лекции произведений античных и итальянских мастеров, все время пополнял свою библиотеку, в которую открыл доступ ученым. Будучи любознательным человеком и гибким по­литиком, он приближал к себе талантливых людей: его секретарем, советником и библиотекарем был крупнейший гуманист Гийом Бюде, по инициативе которого было созда­но новое учебное заведение «Коллеж де Франс», где царило большее свободомыслие, чем в Сорбонне. Поклонник италь­янского искусства, король приглашал из Италии прослав­ленных художников: по его настойчивым просьбам во Францию приехал, проведя в ней последние годы жизни, Леонардо да Винчи, работал здесь и Андреа дель Сарто. Покровительствовал Франциск I и французам.

При королевском дворе существовал гуманистический литературный кружок, возглавляемый сестрой Франци­ска — писательницей Маргаритой Наваррской. Многие гуманисты, связанные с ним, привлекались на королевскую службу, большинство из них само вышло из дворянской среды. Эта тесная связь с придворной средой придала французскому гуманизму аристократическую окраску. Придворная жизнь обязывала писателя или художника следовать вкусам монарха, льстить его самолюбию, но, с другой стороны, она приоткрывала некоторую возмож­ность влиять на эти вкусы. Даже у Ронсара есть произве­дения, прославляющие дом Валуа, но там же поэт призы­вает короля руководствоваться в жизни и делах высокими принципами добродетели.

Идеями гуманизма проникается изобразительное искус­ство. В сферу художественного творчества вторгается на­учное познание. Непременное требование, которому дол­жен удовлетворять художник, — широта кругозора и глубокая образованность. Начинается изучение оптики и анатомии, штудируются трактаты итальянских теоретиков, посвященные обоснованиям пропорции человеческого тела, геометрическому расчету перспективы, теории архитектуры. Во множестве издаются репродуционные гравюры, вос­производящие античные и ренессансные итальянские па­мятники.

Последнее обновление ( 04.02.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства