Главная arrow История arrow Советская гравюра arrow Николай Николаевич Купреянов
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Николай Николаевич Купреянов

Печать

В технике ксилографии работал и Николай Николаевич Купреянов. Среди советских ксилографов мало найдется мастеров, на чьей творческой судьбе так непосредственно отразилось движение времени. Гравюре на дереве Купреянов учился у А. П. Остроумовой-Лебедевой. Его первые ксилографии относятся к 1915 году, времени пробуждения внимания русских художников к творческой гравюре.

Дореволюционные ксилографии Купреянова — это премущественно станковые листы, что вполне отвечало требованиям времени. В 1918 году, когда среди многих насущных вопросов истерзанного гражданской войной и интервенцией Советского государства встал вопрос налаживания периодической печати, на первой странице первого номера журнала «Москва» появилась гравюра Купреянова «Броневики», и агитационная активность ее графического языка была вполне соразмерна масштабу избранной художником темы.

Н.Купреянов, Броневики. 1918

В эти же годы Купреянов начал заниматься и книжной ксилографией. Работая во Вхутемасе, он сблизился с Фаворским, во многом разделяя его взгляды на этот вид искусства. Количественно наследие Купреянова — мастера книжной ксилографии — невелико, но его ценность определяется тем, что каждый награвированный лист — характерный знак времени. Из трудоемкой, требующей точного расчета техники гравюры на дереве художник умел извлекать поразительные зрительные эффекты, созвучные порывистому ритму жизни. Стремительное движение штрихов, драматическая борьба масс и стихий черного и белого в его гравюрах — непосредственный след движения руки, мысли и чувства одаренного гравера.

Кажется, что, гравируя, он как бы «фехтует» штихелем, нанося молниеносные, колющие удары. Деревянная доска покрывается тонкой сеткой штрихов, сплетающихся в причудливый узор, он беспощадно вынимает черное, вводит свет, заставляя гравюру жить повышенно одухотворенной жизнью. Цельность его гравюр покоится не на цельности представления, как у большинства последователей Фаворского, это прежде всего цельность единого эмоционального порыва, владевшего художником непосредственно в момент гравирования.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства