Главная arrow История arrow Искусство Франции XV века arrow Новизна выразительных средств Слютера
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Новизна выразительных средств Слютера

Печать

Следующим этапом работы явилась установка в центре двора посреди бассейна «Голгофы». Шестигранный поста­мент служил основанием для ныне не существующего рас­пятия. Статуи были раскрашены Жаном Малуэлем, но сле­ды цвета уже почти не просматриваются. Шесть пророков, окружающие постамент, олицетворяют пролог к страстям Христа. Приземистые, они крепко связаны с почвой, их жесты эмоциональны, старческие лица и руки высечены уверенно и тщательно. При всем внимании, уделенном част­ностям, группа монументальна и патетична, а незначитель­ные, на первый взгляд, вещи — вышитые каймы плащей, ряд пуговиц на узком рукаве платья, чеканные бляшки пояса, разная фактура волос в бородах — важны, потому что усиливают жизненную достоверность образов. У каж­дого из пророков свой характер и темперамент, каждый по-своему реагирует на предугаданную трагедию. Моисей — символ разума, воли, действия. Его обрамленная львиной гривой волос голова поднята, губы плотно сомк­нуты, глаза смотрят в грядущее. Складки широкого плаща, обвивающие тело крутыми поворотами, едва ли не так же красноречивы в своей решительности, как и лицо.

Клаус  Слютер

В разгаре работ в Шанмоле умер Филипп Храбрый, и наследники поручили Слютеру создание его надгробия. Здесь мастер следовал установившемуся еще с XIII века типу подобных памятников, предусматривавшему прямо­угольный катафалк с распростертым на нем телом, причем нередко стенки саркофага покрывались рельефными фигур­ками плакальщиков, изолированных друг от друга нишами, балдахинами, колоннами. Слютер соединил ниши в единую мраморную аркаду и под ней разместил процессию из со­рока плакальщиков. Только двух из них успел он сделать собственноручно — с 1407 года, года его смерти, остальное доделывал сформировавшийся под его влиянием племянник Клаус дер Верв. Неудивительно, что созданное им очень близко манере Слютера: вереница невысоких фи­гур в широких монашеских одеяниях с капюшонами — це­лая галерея типов и характеров, олицетворяющих гамму различных оттенков скорби, но этот реквием не исключает житейских подробностей, таких как нос, зажатый от смер­дящего запаха тления. Клаус Слютер. Плакальщик, Фрагмент гробницы герцога Филиппа Храброго20. Клаус Слютер. Плакальщик, Фрагмент гробницы герцога Филиппа Храброго.  1397—1405 

Слютера не тяготила традиционность композиционных схем. В устоявшемся круге образов и сюжетов он сумел разглядеть еще не израсходованные возможности. Слютеровское отношение к человеку как к носителю сильных эмо­ций выразилось в экспрессивности манеры скульптора, в твердости его руки. Подвижность форм сочеталась с ге­роизированным размахом чувств, земная конкретность с возвышенной торжественностью.

Новизна выразительных средств Слютера произвела сильнейшее впечатление на современников. Значительность и полнокровность его образов, их насыщенный драматизм, разнообразие характеров, мощь объемов резко контрасти­ровали с изящной манерностью позднеготической скульп­туры. Шанмоль стал местом рождения своеобразного стиля, а работавшие в Дижоне французы, брабантцы, фламандцы разнесли его принципы далеко за пределы Бургундии. Гробница Филиппа Храброго сделалась образцом для над­гробия Иоанна Бесстрашного, короля Наварры Карла Бла­городного, Жана Беррийского и многих других. Бургунд­ская скульптура в течение целого столетия, да и позднее, в XVI веке варьирует и развивает приемы слютеровской пластики. Но все же язык наследников Слютера больше тяготеет к прозе. В многочисленных статуях святых и бо­гоматери, вышедших из бургундских мастерских XV века, привлекает богатство оттенков чувств, демократичность типажей, но во всех них героика сменилась некоторой обытовленностью.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства