Главная arrow История arrow Английская гравюра 18 века arrow Новое направление резцовой гравюры
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Новое направление резцовой гравюры

Печать

Основанный на цветном пятне и исключающий всякую линейность, пунктир оперирует тональными отношениями и родствен меццо-тинто по самой своей природе. Как и «черная манера», он вполне отвечал живописному стилю искусства своей страны, что также способствовало укоренению и популярности пунктирной манеры в английском искусстве. Этой же причиной в свою очередь может объясняться очень слабое внимание англичан в 18 веке к классической резцовой гравюре. Ее холодный рационализм, строгость и чеканность, рождавшиеся линией как единственным формообразующим элементом, были прямо противоположны эстетике и сенсуалистическим воззрениям того времени.

Но и резцовая гравюра не могла остаться в стороне от господствовавшего в стране направления. Помимо ревностных хранителей ее давно выработанных и устоявшихся приемов и классических традиций Роберта Стренджа и Уильяма Шарпа, в Англии в 70-е годы родилось новое направление резцовой гравюры, которое возглавил художник Уильям Вуллет. Как и другие техники, резцовая гравюра в Англии была почти исключительно репродукционной. Но вместо традиционного воспроизведения работ старых мастеров, таких, как Тициан, Корреджо, чаще всего встречающихся в листах Стренджа и Шарпа, в гравюрах Вуллета все прочнее занимали место английские художники 18 века.

Величествен и живописен его лист «Одиночество» (1778) с картины крупнейшего английского пейзажиста того времени Р. Уилсона. Мастер стремится передать в монохромной гравюре большое богатство оттенков цвета. Он не сводит поверхность листа к скучной монотонности, придает ей разнообразие, сообщает листу максимальную живописность, возможную в резцовой технике. Для этого Вуллет усложняет характер штрихов, то широких и волнистых, то коротких параллельных, то более текучих и длинных. Живописность достигается дополнительной обработкой доски офортной иглой, процарапывающей тонкие линии различной глубины, многократным травлением и окончательной проработкой резцом. Своим усложненным новаторским методом Вуллет мастерски переводил тоновые ценности оригинала в линию, не лишая лист общего живописного впечатления. В результате его гравюры утрачивают ясность большинства традиционных эстампов резцом, словно освещенных ровным сероватым светом. «Ни один из старых мастеров не имел ни малейшего представления о той красоте и силе эффекта, которые могут быть достигнуты при помощи комбинации резца и иглы». Современники Вуллета оценивали его как реформатора в этой области.

Несомненный интерес Вуллета к современности сказывается и в серии гравюр «Виды английских парков», столь модных в то время, и в обращении к английской литературе 18 века. Очаровательна его иллюстрация к роману О. Голдсмита «Векфильдский священник», выполненная в 1788 году. Она исполнена, как и все другие иллюстрации к книге, по рисункам Т. Херна. Удивительное чувство спокойствия, умиротворенности и патриархальной поэзии пронизывает далекие виды, открывающиеся на заднем плане, и всю сцену, и каждого героя, разместившегося за столом под сенью ветвей деревьев. Свободная манера исполнения, легкое нанесение штриха, как всегда применяющееся дополнительное травление и офорт удачно передают атмосферу английского сентиментального романа. Вместе с тем они демонстрируют оригинальное использование Вуллетом старейшей техники.

Дж.-Р.Смит Адмирал Дункан

Самобытно и не имеет аналогий в современном ему английском искусстве графическое творчество Джона Флаксмана. Многие его рисунки перегравировывались в технике резцовой гравюры, в основном итальянским гравером Т. Пироли. В своих графических сюжетах к «Илиаде» и «Одиссее» Гомера (1793), к трагедиям Эсхила (1795) и к «Божественной комедии» Данте (1802) Флаксман оперирует лишь линией, достигая максимально рационалистического, очищенного от деталей и каких-либо излишеств рисунка, приближенного по строгости к чертежу. На фоне преобладающей устремленности английского искусства к живописности ясные антикизирующие контурные композиции Флаксмана демонстрируют особую линию в графике Англии конца 18 века. Гравюры резцом, а также в мягкой карандашной манере, например, иллюстрации к поэме «Теогония» Гесиода (1817), созданные по контурным рисункам художника, получили название «очерковых» и импонировали многим любителям своей «разумностью», «экономией средств», красотой и выразительностью контура. Листы мастера производили на многих художников большое впечатление и оказали воздействие на искусство русского художника Федора Толстого.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства