Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Новшества замков

Печать

В замке был сохранен прежний многоугольный план, но очертания парадного двора приближены к правильному че­тырехугольнику. Исчезли крепостные стены, внешние фа­сады корпусов оказались обращенными к окрестностям. Но внутрь замка попадали через суровые и тяжелые воро­та— проезды, фланкированные башнями. Отделка их на­рядна и величественна: вертикальные линии пилястр, по­ставленных друг на друга, уравновешиваются горизонта­лями выступающих карнизов. Арки и наличники окон приобрели полуциркульные очертания, а привычный готи­ческий декор отступил перед медальонами, пилястрами, листьями аканта.

Множество подобных замков создается в первой поло­вине века. Вначале они обычно возникали в до­лине Луары — вблизи королевских резиденций и под их непосредственным влиянием, но вскоре распространились по всей стране, так что их можно встретить и в Вандее и в Лангедоке. Это, по преимуществу, достройки и переделки старых строений. У всех них много общего: нет крепостных стен, фасады замков словно бы доверчиво общаются с окружающей природой. Напоминая о недавних еще време­нах рыцарских вольностей, их нередко окружают рвы, а углы и входы стерегут башни, но в них уже мирно размести­лись комнаты или лестницы; пилястры, медальоны, рельефы с фигурками детей и гирляндами цветов соседствуют с го­тическими сводами и стрельчатыми арками.

Замок Азей-ле-РидоЗамок Азей-ле-Ридо. 1518—1524 

Однако замки эти не повторяют друг друга. Их своеоб­разие определяется целым рядом причин, в первую очередь условиями местного рельефа, а затем особенностями того сооружения, которое поедстояло переделать. Достаточно сравнить замки Юссе, Шенонсо (илл. 62), де Люд, Ба­лансе, Борегар, Шантильи, чтобы убедиться в этом. Многие исчезли без следа, другие превратились в руины, но немало их до сих пор отражается в водах рек, прячется среди лесов, венчает холмы, составляя неповторимую прелесть пейзажей Франции.

Именно в замковых постройках впервые встречаются новшества, до тех пор неизвестные французскому зодчеству. Наиболее наглядно и последовательно освоение новых архитектурных приемов прослеживается в многочисленных королевских резиденциях времени Франциска I (1515— 1547). Их строят одну за другой самые опытные, умелые зодчие, и они становятся образцом для других современ­ных им построек.

Так, в 1515 году, то есть уже в первый год правления Франциска, по инициативе его жены королевы Клод было предпринято строительство северного крыла замка Блуа, продолжавшееся около девяти лет.

В нем прини­мали участие многие мастера, среди которых документы упоминают Жака Сурдо. Существует предположение, что здесь работал и итальянец Доменико да Картона. В создан­ном ими памятнике черты французской ренессансной ар­хитектуры обозначаются, правда, еще главным образом в оформлении фасадов и в удобной внутренней планировке. Анфилады парадных апартаментов расположены вдоль внутреннего фасада, жилые комнаты короля и королевы — по внешнему. Соответственно различен и дух наружного убранства, размеренный и сдержанный в фасаде, обращен­ном к городу, празднично приподнятый со стороны двора, где обычно устраивались турниры и зрелища.

Последнее обновление ( 04.02.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства