Главная arrow Русские древности arrow Новый изобразительный канон
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Новый изобразительный канон

Печать

Согднйский изобразительный канон сложился в атмосфере разрушении канона, созданного в эпоху Кушан. Канон согдийского искусства подвел черту под наследие и сформировал главные идеи, структуру образов и стиль искусства раннего средневековья — широко, свежо и красочно. К пору JX—X веков, когда запреты ислама стали па пути изобразительного искусства, произошла перестройка всех его видов и канонов. Ключевые позиции заняли декоративно-прикладное искусство и орнамент.

Новый изобразительный канон (назовем сто халифатским) складывался на исторически уготованном ему почве, имея своим отправным пунктом наследие ирано-Сасанидского (и согдийского) канонов, а конечной целью — их разрушение и фиксацию изобразительных приемов в системе декоративно-прикладных искусств. Если исходить из задач, поставленных эпохой, то нельзя не признать, что успехи в том направлении были исключительны и в масштабах всеобщей истории искусств — их историческое и художественное значение поистине мировое. Упрекать художников халифата в том, что они разрушили старые изобразительные каноны и противопоставили им каноны декоративного искусства — бессмысленно, но понять происшедшее необходимо.

Дворцы багдадских халифов в Самарре и местных династий и Самарканде, Бухаре, Газни знали настенную живопись, но и целом ареал ее распространения был сужен. Вместе с перемещением центра административной жизни в шахристаны и рабады происходила известная демократизация искусств, их приближенно к массам. Новый канон изобразительности стал в прямую зависимость их от художественного ремесла. Запреты ислама сыграли свою роль, но не главную. Решала потеря веры в старые идеалы и высвобождение точных наук из-под власти религиозно-философских догм.

«Мусульманский закон, — писал Фараон (IX в.), — не имеет никакого отношения к этим наукам — ни в смысле отрицании их, ни в смысле утверждения. Равным образом математические науки не имеют никакого отношения к религиозным предметам» (Изобразительное искусство не могло повернуть вспять) —«Что нам в иссохшем греческом ручье», — восклицал Рудаки. Но оно не могло идти и вперед, не превращая художника, подобно математику, в вероотступника, «скидывающего с головы своей узду благочестия». Новый изобразительный канон был призван решить задачу исключительной сложности. И он решил ее единственно доступным в то время образом. Новый изобразительный канон складывается в интересах массового художественного ремесла, в союзе с прикладными науками вообще, путем сознательной переработки ирано-сасанидского (и согдийского) канона и сближения норм изобразительности с нормами каллиграфии и орнамента, как прикладных искусств. В нем нет ничего от религиозно-философской догматики, ставшей каноном ислама и изложенной тогда же в учении о «каламе» крупнейшим его идеологом Абуль Хасаном аль Аитари (873—935). Новый изобразительный канон был призван сблизить науку и искусство, имея своей опорой планиметрию и письмо, а не учение богословов.

 

Последнее обновление ( 17.09.2010 г. )
 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства