Главная arrow История arrow Искусство Франции XV века arrow Одна из лучших европейских школ

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Одна из лучших европейских школ

Печать

Жажда знания или поиски работы, заставлявшие многих мастеров переезжать из страны в страну, приводили их во французскую столицу, где к этому времени сложилась одна из лучших европейских школ. Ее традиции осваивались иноземными художниками, а она, в свою очередь, обогаща­лась их приемами. В результате возникала некая стилисти­ческая близость, объединявшая манеру ломбардских и пражских, парижских и нидерландских мастеров, возник стиль, который в современном искусствоведении принято называть «интернациональной готикой».

В памятниках этого стиля кульминируется эмоциональ­ное напряжение позднеготического искусства. Разбуженные, ищущие выхода человеческие чувства бьются в тисках ка­нонических образов, изменяя их до неузнаваемости. Ничто в них не напоминает об аскетизме и суровой отрешенности, проповедуемых церковью. В изображениях мадонн во­площается идеал трогательной и сладостной красоты, в из­любленных сценах страстей и смерти Христа разрабаты­вается целая гамма оттенков скорби и печали, меняется даже само религиозное чувство, обусловленное содержани­ем, приобретая наряду с экзальтированностью ранее ему не свойственную умильность. Все начинает измеряться в человеческих масштабах, и вполне естественно обилие зор­ко увиденных и умело схваченных подробностей земной жизни в произведениях художников.

Около 1400 года интернациональный стиль расцвел при всех крупных феодальных дворах Европы. Секрет легко­сти его распространения лежал в общности нравов и вку­сов, вытекавшей из сходства социального устройства и уровня развития европейских государств. Теперь, как ни­когда прежде, заметна роль нового заказчика произведений искусства.   В  отличие от предыдущих веков, когда все ремесла и искусства объединялись в соборе, следовательно, под началом церкви, на рубеже XIV и XV веков художни­ков привлекают дворы князей-меценатов. Рожденный в этой среде на грани двух эпох стиль соединил в себе ари­стократическую рафинированность прощальной фазы ры­царской культуры со свежей наблюдательностью Раннего Возрождения. И Парижу в формировании «интернацио­нального» стиля принадлежит видная роль.

Жажда знания или поиски работы, заставлявшие многих мастеров переезжать из страны в страну, приводили их во французскую столицу, где к этому времени сложилась одна из лучших европейских школ. Ее традиции осваивались иноземными художниками, а она, в свою очередь, обогаща­лась их приемами. В результате возникала некая стилисти­ческая близость, объединявшая манеру ломбардских и пражских, парижских и нидерландских мастеров, возник стиль, который в современном искусствоведении принято называть «интернациональной готикой».

7. Неизвестный мастер. Поклонение волхвов. Нач. XV века

Типичные черты искусства парижской школы около 1400 года со всей наглядностью проступают в диптихе из фло­рентийского музея Барджелло. Анонимный ма­стер представил на створках «Поклонение волхвов» и «Ра­спятие». Красные, синие, зеленые пятна сверкают здесь на золоте фона, они перебивают и вклиниваются друг в друга. Компактная группа персонажей в «Поклонении» ка­жется зажатой между рамой и напирающей изнутри горой. Волхвы и всадники теснят, заслоняют соседей, толпятся в неустойчивых и неудобных позах; их удлиненные и хрупкие тела изгибаются, одежды собираются в сложные складки, формы соединяются в текучем, неделимом потоке. Поверх­ность превращается в дробный узор, где измельченные ус­ловные детали пейзажа почти неотличимы от растительных мотивов орнамента, обильно покрывающего ткани, нимбы, короны. В контурах фигур, предметов, золотых окаемов пла­щей линия безостановочно извивается и меняет направление. Праздничная возбужденность граничит с нер­возностью, перекликающейся с беспокойным настроением эпохи. Но позднеготическая утонченность и декоративная изощренность неотделимы от натуралистических подробно­стей: Иосиф греет голую пятку над жаровней с углями, служанка поправляет подушку за спиной богоматери, за скалой дерутся кони, которых усмиряют слуги.

 
« Пред.   След. »
© 2020 История изобразительного искусства