Главная arrow История arrow Искусство Франции XV века arrow Одна из лучших европейских школ
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Одна из лучших европейских школ

Печать

Жажда знания или поиски работы, заставлявшие многих мастеров переезжать из страны в страну, приводили их во французскую столицу, где к этому времени сложилась одна из лучших европейских школ. Ее традиции осваивались иноземными художниками, а она, в свою очередь, обогаща­лась их приемами. В результате возникала некая стилисти­ческая близость, объединявшая манеру ломбардских и пражских, парижских и нидерландских мастеров, возник стиль, который в современном искусствоведении принято называть «интернациональной готикой».

В памятниках этого стиля кульминируется эмоциональ­ное напряжение позднеготического искусства. Разбуженные, ищущие выхода человеческие чувства бьются в тисках ка­нонических образов, изменяя их до неузнаваемости. Ничто в них не напоминает об аскетизме и суровой отрешенности, проповедуемых церковью. В изображениях мадонн во­площается идеал трогательной и сладостной красоты, в из­любленных сценах страстей и смерти Христа разрабаты­вается целая гамма оттенков скорби и печали, меняется даже само религиозное чувство, обусловленное содержани­ем, приобретая наряду с экзальтированностью ранее ему не свойственную умильность. Все начинает измеряться в человеческих масштабах, и вполне естественно обилие зор­ко увиденных и умело схваченных подробностей земной жизни в произведениях художников.

Около 1400 года интернациональный стиль расцвел при всех крупных феодальных дворах Европы. Секрет легко­сти его распространения лежал в общности нравов и вку­сов, вытекавшей из сходства социального устройства и уровня развития европейских государств. Теперь, как ни­когда прежде, заметна роль нового заказчика произведений искусства.   В  отличие от предыдущих веков, когда все ремесла и искусства объединялись в соборе, следовательно, под началом церкви, на рубеже XIV и XV веков художни­ков привлекают дворы князей-меценатов. Рожденный в этой среде на грани двух эпох стиль соединил в себе ари­стократическую рафинированность прощальной фазы ры­царской культуры со свежей наблюдательностью Раннего Возрождения. И Парижу в формировании «интернацио­нального» стиля принадлежит видная роль.

Жажда знания или поиски работы, заставлявшие многих мастеров переезжать из страны в страну, приводили их во французскую столицу, где к этому времени сложилась одна из лучших европейских школ. Ее традиции осваивались иноземными художниками, а она, в свою очередь, обогаща­лась их приемами. В результате возникала некая стилисти­ческая близость, объединявшая манеру ломбардских и пражских, парижских и нидерландских мастеров, возник стиль, который в современном искусствоведении принято называть «интернациональной готикой».

7. Неизвестный мастер. Поклонение волхвов. Нач. XV века

Типичные черты искусства парижской школы около 1400 года со всей наглядностью проступают в диптихе из фло­рентийского музея Барджелло. Анонимный ма­стер представил на створках «Поклонение волхвов» и «Ра­спятие». Красные, синие, зеленые пятна сверкают здесь на золоте фона, они перебивают и вклиниваются друг в друга. Компактная группа персонажей в «Поклонении» ка­жется зажатой между рамой и напирающей изнутри горой. Волхвы и всадники теснят, заслоняют соседей, толпятся в неустойчивых и неудобных позах; их удлиненные и хрупкие тела изгибаются, одежды собираются в сложные складки, формы соединяются в текучем, неделимом потоке. Поверх­ность превращается в дробный узор, где измельченные ус­ловные детали пейзажа почти неотличимы от растительных мотивов орнамента, обильно покрывающего ткани, нимбы, короны. В контурах фигур, предметов, золотых окаемов пла­щей линия безостановочно извивается и меняет направление. Праздничная возбужденность граничит с нер­возностью, перекликающейся с беспокойным настроением эпохи. Но позднеготическая утонченность и декоративная изощренность неотделимы от натуралистических подробно­стей: Иосиф греет голую пятку над жаровней с углями, служанка поправляет подушку за спиной богоматери, за скалой дерутся кони, которых усмиряют слуги.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства