Главная arrow История arrow Искусство Франции XVI века arrow Оформление галереи Франциска I
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Оформление галереи Франциска I

Печать

Галерея  Франциска  IД.  Россо,  Ф.  Приматиччо.  Галерея  Франциска  I.   1533—1540. Замок Фонтенбло 

Его главная работа в Фонтенбло и единственная сохранившаяся— оформление галереи Франциска I (илл. 68). Это широкое помещение протяженностью пятьдесят восемь метров отличается спокойной соразмерностью частей. По­токи света вливаются в широкие окна, освещая золотистую поверхность дубовых паркетов, плафона, панелей. Рельеф­ная резьба потолка и орнаменты панелей, доходящих до середины стены, делались краснодеревщиком де Карпи по собственноручным рисункам Россо. Над ними на равном расстоянии друг от друга разместились фрески. Фигуры на них кажутся чуть уплощенными благодаря очень свет­лым краскам и орнаментально сплетающимся линиям. Это ощущение их бесплотности усиливается от соседства с объ­емной, почти круглой, и очень детализированной гипсовой скульптурой обрамлений.

Декоративное сочетание подобного рода, до той поры нигде не применявшееся, было творческой выдумкой самого Россо. В гипсах соединились картуши, гирлянды плодов, полуколонны с вытянутыми фигурами, нередко напоминаю­щими своей напряженной мускулатурой и беспокойными позами образы Микеланджело. На современников она про­извела огромное впечатление: подобные ей галереи появи­лись и в других замках XVI века. Но особенно замеча­тельно, что она стала прародительницей знаменитых галерей


XVI века—в Лувре и Версале, и многократно варьирова­лась во многих дворцах и особняках вплоть до конца XVIII века. Так как размах работ в замке все возрастал, в помощь Россо был приглашен из Болоньи Франческо Приматиччо. Он приехал в 1532 году, но при жизни Россо держался в тени и лишь с 1541 года, после смерти флорентийца, взял в свои руки руководство всеми работами. По поручению короля он также ездил в Италию для покупки копий с ан­тичных скульптур. На некоторое время, после смерти Фран­циска I, его обязанности были переданы архитектору Фили-беру Делорму, любимцу нового короля, во всем отдававшего предпочтение французам. Но когда умер и Делорм, роль


Приматиччо стала еще более значительной. До 1570 года, то есть до конца жизни, он руководил всеми работами: и росписями в Фонтенбло, и строительством усыпальницы Валуа, и созданием скульптурных произведений, выполнял чертежи, рисунки, проекты, следил за их исполнением.

От больших декоративных комплексов галереи Улисса, комнаты герцогини д' Этан, отделок вестибюля в павильоне «Золотых ворот» либо не осталось ничего, либо сохрани­лись фрагменты, также подвергшиеся переделкам. Комната герцогини д'Этан, фаворитки Франциска I, в начале XVIII века была превращена в лестничную площадку, и от времени Приматиччо здесь сохранился только верхний ряд скульптур, обрамляющих живописные панно.

Приматиччо следовал декоративным принципам, примененным Россо в галерее Франциска I, но именно в этих скульптурах проступает вся разница между двумя художниками. Его обнаженные фигуры особенно удлиненны, элегантны и легки, они поставлены в прихотливые, танцевальные позы, и движения их поднятых, отодвинутых, закинутых рук, скрещенных ног дополняют орнаменталь­ную игру завитков картушей и гирлянд плодов. В манере Приматиччо больше изощренности и холодной грации, чем у Россо. Он больше чувствует красоту линии, чем выразительность объемов, и в некоторых помещениях рельеф заменяет росписью.

Последнее обновление ( 04.02.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства