Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Офорт барбизонцев

Печать

Собственно из всех художников, группировавшихся вокруг Барбизона, Ж.-Ф. Милле — наиболее значительный гравер. Барбизонцы были в этом смысле фигурами гораздо менее яркими, более робкими, более компромиссными. Глава школы Теодор Руссо оставил всего четыре офорта, из которых наиболее интересен лист «Дубы, растущие на скалах» (1861), но в нем фрагментарность композиции, интимность мотива, эскизность штриха не порождают новой образной структуры, оставаясь в той сфере мироощущения, видения и манеры, которая определяется художниками предыдущих эпох от Я. Рейсдаля до Дж. Крома. Может быть, наиболее отчетливо эта традиционность барбизонцев выступает в работах другого мастера этой школы — Жюля Дюпре, который работал, правда, только в литографии и выполнил около полудюжины листов, но именно в литографской технике, где наш глаз не вводится в обман непосредственностью, энергичностью и живостью штриха, что так присуще офорту, именно в этих его работах видно, что барбизонцы вполне удовлетворялись разработкой мотивов голландских и английских пейзажистов.

Наконец, еще один мастер «школы 1830-х» Шарль Франсуа Добиньи был в отличие от своих друзей вполне профессиональным офортистом, он оставил около ста тридцати офортных листов. Лучшие его офорты (а он делал очень много работ заказных) привлекательны красотой тона, певучестью ритма, настроением тишины (лист «Олени в лесу» или почти любой из «Офортных тетрадей» художника, изданных в 1851 году). Более интересны по непосредственности мотива, по энергичности линии, по какой-то особой незавершенности образа, в которой предчувствуются офорты импрессионистов, листы из серии «Путешествие в лодке» (1861).

В конечном счете, офорт барбизонцев не вышел за пределы того стилевого круга, который был определен еще пейзажными гравюрами Клода Лоррена: меняются мотивы, более лирическим становится тон офорта, но язык гравюры остается прежним.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства