Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Офорты Жака Белланжа

Печать

В 17 веке подлинную революцию во взглядах совершили научные открытия в области астрономии. Гелиоцентрическая концепция и теория множественности миров была сформулирована Н. Коперником и развита Дж. Бруно и Г. Галилеем. Политическое, социальное, научное сознание человека разрушило мировосприятие человека эпохи Возрождения, основанного на представлении о гармонии мира природы и человека, и вместе с тем заставили обратить его взгляд на всю сложность и изменчивость окружающего мира.

В творчестве Белланжа и Калло можно найти много общего. Они оба учились у Клода Генрие, приехавшего из Парижа в Нанси в начале 17 века, унаследовавшего приемы и навыки школы Фонтенбло. В своем искусстве они выразили новое миропонимание, характерное уже для 17 столетия. Жак Белланж и Жак Калло впервые в своих офортах открыли новые принципы изобразительности, отразившие новое мироощущение своих современников. Калло и Белланж обращаются к «живописной» технике офорта, возможности которой еще до них использовал итальянский художник-маньерист Франческо Маццола, прозванный Пармиджанино.

Художники-маньеристы отказались от традиционной замкнутости линий, подменяя их динамичным, легким, прерывистым штрихом. В их офортах с изображением различных сцен, ситуаций, поз, движений, со свободной импровизацией линейных ритмов, смелых контрастов света и тени видимый мир предстает во всей своей изменчивости, а образ человека — в его становлении. Знакомство с искусством итальянских мастеров Пармиджанино, В. Салимбени, А. Темпесты и Дж. Париджи сыграло большую роль в формировании стиля французских граверов начала 17 века.

Жак Белланж работал в Нанси между 1602 и 1617 годами. К офорту художник обратился довольно поздно, около 1613 года. Наследие его невелико: он выполнил всего лишь сорок шесть листов, но каждый из них отличается высокими художественными качествами, выразительностью форм и образов. Белланж обращается к религиозным многофигурным композициям, создавая напряженные и драматические сцены. Пространственные графические построения мастера всегда необычны и полны фантастики.

В офортах Белланжа «Поклонение волхвов» и «Св. семейство с ангелами и св. Екатериной» мир словно утратил свою устойчивость. Динамика линейных ритмов передает свободную игру складок одежд, неустойчивость поз и усложненность движений фигур. Линия у Белланжа теряет свой пластический изобразительный характер, приобретая подчас самодовлеющую каллиграфическую выразительность. Контрасты темных штрихов и белого поля листа усиливают эмоциональную напряженность происходящего.

В офорте «Три Марии» художник наделяет женские образы хрупкой одухотворенностью и грацией. Пропорции фигур удлиненные, с маленькой головой, узкими руками, с длинными нервными пальцами. Струящиеся линии веерообразно спадающих складок плащей делают женские фигуры похожими на фантастические цветы, утонченные и грациозные. Офорты Жака Белланжа отличаются виртуозной уверенностью почерка, красотой цветового звучания, линейных ритмов, рассыпающихся прихотливым изящным узором на белом поле листа. Искусство Белланжа восхищало его современников, ему подражали, его работы копировали.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства