Главная arrow История arrow Голландский офорт 17 века arrow Офорты Биллема Бейтевег
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Офорты Биллема Бейтевег

Печать
В.Бейтевег Сеятель. 1621

Один из крупнейших художников Голландии начала 17 века, Бейтевег оказывается фигурой нелегко определяемой. Недолго живший (он умер, когда ему было немногим более 30 лет), он с равным успехом работал и в гравюре, и в рисунке, и в живописи, но при этом существенно, что его офорты так же непохожи на его рисунки, как и последние — на его картины. Бейтевег был очень одарен, он обладал чрезвычайно острым взглядом. За всеми его работами угадывается ироническое мировосприятие, вкус к гротеску (недаром он был прозван современниками «хитроумным Вилле-мом»), известно о его любви к театру и о знакомстве с комедиографом Бредеро.

Бейтевег оставил не слишком много офортов, но они характерны своеобразием, несхожестью с работами современников. В его пейзажных офортах, изданных в виде серии в 1621 году, привлекает необыкновенная графическая свежесть и ясность. Это не скрупулезная примитивность Э. ван де Вельде, а настоящая графичность и одновременно результат единства целостности и непосредственности видения, стремления к своеобразию выражения.

Его мотивы, казалось бы, на редкость неприхотливы — кустарник у канала, опушка леса, хижина у дороги, и вместе с тем в воплощении этих мотивов мы чувствуем какой-то оттенок нарочитости, почти причудливости. Деревья живут своей жизнью, естественно изгибаются, переплетаются, растут, но штрихи, их обрисовывающие, то извилистые и скользящие» то пронзительно отрывистые, слагаются в какое-то декоративное кружево, как бы заслоняющее от нас сам мотив, более того — саму жизнь природы. В каждой из гравюр есть фигурка крестьянина, но это не только не обитатель этого ландшафта, это даже и не стаффаж: фигура человека совершенно растворена в выразительности графических ритмов.

В настойчивой напряженности, с какой Бейтевег стремится увидеть мотив, но выразить при этом лишь свое восприятие этого мотива, в подчинении пристального и живого наблюдения декоративной схеме, в гротеске, почти произволе соединения острой выразительности с удивительной отвлеченностью — во всем этом есть и отзвуки маньеризма. Но подобные черты стиля Бейтевега явно имели и сознательный оттенок: это была одна из возможностей отойти от чистой изобразительности, выразить в первую очередь свое мироощущение, достичь передачи некой эмоциональной атмосферы, особой поэтичности, то есть преодолеть трезвость и заземленность, столь свойственные в массе своей голландским художникам. То, что это было для него в большой степени программно, можно видеть и в других офортах Бейтевега, относящихся к иному жанру. Таков, например, офорт «Вирсавия, читающая письмо» (ок. 1620), где при всей традиционности мотива (старуха, передающая письмо; Давид, глядящий в окно) главную роль играет свет, живущий в гравюре как бы независимо от форм и предметов, не моделирующий объемы, а расчленяющий их, подчиняющийся не логике рассказа или изображения, а прихотливости собственного движения. И это динамическое начало, воплощенное с такой свободой и иронией, снижая повествовательные качества офорта, неизмеримо повышает его эмоциональную выразительность.

В.Бейтевег Дорога на краю леса. 1621

Конечно, Бейтевег уступает в своей художественной значительности и исторической роли и Сегерсу, и Рембрандту, и Рейсдалю. Но именно он предвосхитил некоторые из основных их приемов и качеств стиля: вспомним при этом, что Сегерс был знаком с Бейтевегом, а Рембрандт не только имел в своей коллекции его гравюры, но и рисовал с них еще в юности.

Последнее обновление ( 11.05.2012 г. )
 
След. »
© 2018 История изобразительного искусства