Главная arrow История arrow Западноевропейская гравюра 19 века arrow Офорты голландца Иоханна Бартольда Ионкинда

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Офорты голландца Иоханна Бартольда Ионкинда

Печать

Одними из первых у Кадара были изданы офорты голландца Иоханна Бартольда Ионкинда, жившего преимущественно во Франции. С его именем связаны чрезвычайно важные изменения в искусстве офорта. Гравер исполнил за шестнадцать лет два десятка офортов с видами Голландии и Бельгии, пейзажей Нормандии, улиц Парижа. Уже его первые опыты — «Тетрадь из шести офортов. Виды Голландии» (1862) — удивляют непривычной для того времени ролью фона в композиции. Ионкинд быстро и словно бы небрежно зачерчивает линии каналов, домов, мельниц, легкой штриховкой обозначает землю и оставляет нетронутым огромное низкое небо своих пейзажей. Экономность графических средств, быстрота исполнения и ритмическое движение линий рождают очень живой, цельный образ. Художник стремительно обрабатывает доску, царапает лак, проводит штрихи, он не дает себе часто даже труда перевернуть на доске свою подпись. В листах нет прямых линий, лишь росчерки и петли, даже горизонт явно выгибается вдали.

И.-Б. Ионкинд Заход солнца в Антверпенском порту. 1868

Если в его более ранних офортах это определяется скорее темпераментом гравера, то в поздних, особенно в листе «Заход солнца в Антверпенском порту» (1868), рождается полностью импрессионистическое видение пейзажа. Ионкинд не растворяет формы в пленэре, но максимально насыщает композицию светом, воздухом, движением. Он работает отрывистыми, хаотическими линиями, переплетающимися между собой. Эта паутина штрихов сгущается, разрежается, исчезает совсем, и тогда движение и трепет линий словно продолжаются в вибрации белой бумаги, которая получает здесь небывало большую роль, может быть, впервые в офортном пейзаже она служит не средством для передачи пространства, но как бы самим осуществлением световой материи, которая, сгущаясь, порождает тени, формы, контуры, причем лишенные неподвижности и четкости. Здесь полностью господствует пленэрная система: свет, насыщенный воздухом, не только является первоосновой всего, но и объединяет всю композицию, все тона в единое целое. Этим достигается совсем новый характер целостности офорта: его пронизывает движение, белое, занимающее столь большое место в композиции, всюду одинаково напряжено.

Ионкинд в этом офорте выбирает удивительно выигрышный и красивый мотив: силуэты кораблей, мачты, паруса, лодки даются контражуром, здания самого порта прозрачными контурами высятся в глубине, солнце, кажется, садится в воду где-то рядом, между судами и городом. Но и в более поздних, последних пейзажах, как «Снос улицы Сен-Марсель» (1873), «Выход из госпиталя Кошен» (1878), «Мост через канал» (1873), старые кварталы, брусчатка мостовых, тяжелое небо — все пронизано внутренним движением, все увидено в напряженном колорите.

Офорты И.-Б. Ионкинда — первый опыт импрессионизма в гравюре. Заметный, но в общем второстепенный живописец, он смог оказать большое влияние на Клода Моне, причем как раз в момент сложения его импрессионистического стиля. В гравюрах Ионкинда впервые проблема движения разрешается так отчетливо, можно увидеть, что многие значительные графики второй половины 19 века стремились к передаче внутренней подвижности образа, чем в известной степени продолжили традиции этого художника.

 
« Пред.   След. »
© 2020 История изобразительного искусства