Главная arrow История arrow Западноевропейская гравюра 19 века arrow Офорты голландца Иоханна Бартольда Ионкинда
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Офорты голландца Иоханна Бартольда Ионкинда

Печать

Одними из первых у Кадара были изданы офорты голландца Иоханна Бартольда Ионкинда, жившего преимущественно во Франции. С его именем связаны чрезвычайно важные изменения в искусстве офорта. Гравер исполнил за шестнадцать лет два десятка офортов с видами Голландии и Бельгии, пейзажей Нормандии, улиц Парижа. Уже его первые опыты — «Тетрадь из шести офортов. Виды Голландии» (1862) — удивляют непривычной для того времени ролью фона в композиции. Ионкинд быстро и словно бы небрежно зачерчивает линии каналов, домов, мельниц, легкой штриховкой обозначает землю и оставляет нетронутым огромное низкое небо своих пейзажей. Экономность графических средств, быстрота исполнения и ритмическое движение линий рождают очень живой, цельный образ. Художник стремительно обрабатывает доску, царапает лак, проводит штрихи, он не дает себе часто даже труда перевернуть на доске свою подпись. В листах нет прямых линий, лишь росчерки и петли, даже горизонт явно выгибается вдали.

И.-Б. Ионкинд Заход солнца в Антверпенском порту. 1868

Если в его более ранних офортах это определяется скорее темпераментом гравера, то в поздних, особенно в листе «Заход солнца в Антверпенском порту» (1868), рождается полностью импрессионистическое видение пейзажа. Ионкинд не растворяет формы в пленэре, но максимально насыщает композицию светом, воздухом, движением. Он работает отрывистыми, хаотическими линиями, переплетающимися между собой. Эта паутина штрихов сгущается, разрежается, исчезает совсем, и тогда движение и трепет линий словно продолжаются в вибрации белой бумаги, которая получает здесь небывало большую роль, может быть, впервые в офортном пейзаже она служит не средством для передачи пространства, но как бы самим осуществлением световой материи, которая, сгущаясь, порождает тени, формы, контуры, причем лишенные неподвижности и четкости. Здесь полностью господствует пленэрная система: свет, насыщенный воздухом, не только является первоосновой всего, но и объединяет всю композицию, все тона в единое целое. Этим достигается совсем новый характер целостности офорта: его пронизывает движение, белое, занимающее столь большое место в композиции, всюду одинаково напряжено.

Ионкинд в этом офорте выбирает удивительно выигрышный и красивый мотив: силуэты кораблей, мачты, паруса, лодки даются контражуром, здания самого порта прозрачными контурами высятся в глубине, солнце, кажется, садится в воду где-то рядом, между судами и городом. Но и в более поздних, последних пейзажах, как «Снос улицы Сен-Марсель» (1873), «Выход из госпиталя Кошен» (1878), «Мост через канал» (1873), старые кварталы, брусчатка мостовых, тяжелое небо — все пронизано внутренним движением, все увидено в напряженном колорите.

Офорты И.-Б. Ионкинда — первый опыт импрессионизма в гравюре. Заметный, но в общем второстепенный живописец, он смог оказать большое влияние на Клода Моне, причем как раз в момент сложения его импрессионистического стиля. В гравюрах Ионкинда впервые проблема движения разрешается так отчетливо, можно увидеть, что многие значительные графики второй половины 19 века стремились к передаче внутренней подвижности образа, чем в известной степени продолжили традиции этого художника.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства