Главная arrow История arrow Русская гравюра 16 начала 20 века arrow Особенность композиций русского лубка на меди
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Особенность композиций русского лубка на меди

Печать

Условность, преображение действительности в сказку — основная особенность композиций русского лубка на меди 18 — первой половины 19 века — резко отличают его от лубка второй половины 19  столетия, реальное содержание которого исподволь приобретало современную ему бытовую форму в деталях композиции и рисунке, но трансформировалось в сказку при помощи цвета (раскраски).

В русском лубке на меди 18 века не было сделано никаких графических открытий, но декоративное назначение народной картинки определило своеобразие медного лубка в искусстве гравирования на меди.

Граверы русского медного лубка 18 столетия долго работали на меди, стараясь не потерять связи с деревянным лубком и с прикладным искусством резьбы по серебру. Это происходило, отчасти, и потому, что некоторые из них (Нехорошевский, Тихомиров) гравировали и на дереве, и на металле. Они компоновали лист строго ритмично, иногда в круговом орнаментальном ритме, но чаще следуя архитектурному складу житийной иконы или ритмичному движению фигур в театральном действе. Отступая от плоскости в глубь листа, мастера медного лубка удерживали пространство на грани карты или театрального интерьера, рассчитывали на силуэт, «строили» гравюру из белой бумаги, а не из черной массы медной доски, сохраняли приверженность контуру и неперекрестному декоративному (порой орнаментальному) штриху. Лист хорошо был виден издали, а техника была нетрудоемка («Кит, пойманный в Белом море в 1760 году»).

Кит, пойманный в Белом море в 1760 году.

Но постепенно склонность медного лубка к подробному и последовательному рассказу о неизвестных зрителю событиях текущей жизни, а также природа медной гравюры сильно изменили в нем соотношение изображения и слова, его композиционный и графический строй, связь графики и цвета. Текст и картинка стали существовать в медном лубке раздельно, стараясь «перещеголять» друг друга в многословии. Многим лубкам граверы придавали горизонтальный формат, стремясь следовать за течением рассказа. Вначале о многом мастера медного лубка говорили подробно, но цельно, как в иконе и фреске, чтобы зритель мог сразу охватить все воспроизведенные события от начала до конца («Мамаево побоище»), но со временем они перестали укладываться даже в рамки житийной иконы. Склонность медного лубка к рассказу привела в конце концов к тому, что текст в нем начал «перевешивать» изображение, широкое развитие получил жанр разговоров на театральных подмостках и жанр лубочной книжки.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства