Главная arrow История arrow Советская гравюра arrow Острая сюжетная характерность композиций Митрохина
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы
Качественный Ремонт квартир недорого в Самаре, более 120 отремонтированных квартир

Острая сюжетная характерность композиций Митрохина

Печать
Д.Митрохин Мост. 1927

Гравюры Митрохина и Будогоского роднит с народной картинкой и острая сюжетная характерность композиций. Однако принимая самые общие принципы народного искусства, эти художники необычайно чутко уловили характер и стиль своего времени. Колоритные сценки городской жизни, точно наблюденные типажи эпохи конца 1920 — 1930-х годов («Рыбаки», 1931) составляют живой мир ксилографии Дмитрия Исидоровича Митрохина. Те же сюжеты и композиционные принципы характеризуют и его резцовые гравюры («Мост», 1927; «На Северной Двине», 1928). Их интересно сравнить с ксилографией, так как обе эти техники были как бы двусторонним воплощением творческой личности мастера.

Д.Митрохин Рыбаки. 1931

Ксилографии и гравюры на металле Митрохина — это позитив и негатив единого композиционного замысла. В то же время нельзя говорить о механическом переводе абстрагированного от материала рисунка в разные техники тиражной графики. Напротив, природа обрабатываемого и сопротивляющегося штихелю материала выявлена и в ксилографии, и в резцовой гравюре с большой полнотой. Этой цели служит белый штрих в ксилографии, черный — в гравюре на металле. Материал диктует свои законы пластической выразительности. Если в ксилографии Митрохина основным выразительным началом был силуэт, то в резцовой гравюре акцент переносится на пространственно-содержательную линию.

Черный контурный штрих всякий раз характеризует совершенно определенный объем, уплотняет белое, делает его массивным, пластичным. В этом отношении аналоги и истоки графики Митрохина можно было бы искать в постоянно интересовавшей мастера японской гравюре, с ее культом точной линии. Такие художники, как Д. И. Митрохин, И. И. Нивинский, Г. С. Верейский, М. А. Добров, А. В. Скворцов, шедшие разными путями к нахождению синтеза впечатлений о мире, оставили заметный след в советской гравюре на металле.

Д. И. Митрохин не считал себя жанристом. Он говорил, что не умеет рисовать людей. Однако кто более этого художника мог рассказать о жизни города и рыбацких поселков 1920 — 1930-х годов? Городские типажи той эпохи в характерных костюмах и с характерными движениями увидены остро, переданы гротескно, с вниманием к повседневным будничным делам («Выборгская сторона», 1939; «На Карповке», 1939). Человеческие фигурки в гравюрах Митрохина погружены в поэтическую атмосферу жизни природы, которая чувствуется и в городском пейзаже.

Резцовые гравюры или листы, выполненные в технике сухой иглы, при первом знакомстве с ними могут произвести впечатление случайных в смысле выбора кадра. На самом деле (и это открывается зрителю при углублении в созерцание миниатюрной графики Митрохина) они строго построены, продуманы в своих ясных композиционных закономерностях. Регулярный параллельный штрих, характерный для резцовой гравюры, перекрещивающаяся штриховка, дающая в технике сухой иглы эффект глубокого бархатистого тона, их контраст с драгоценно сверкающей белизной бумаги, как бы отражающей отполированную поверхность, потрясающая по своей точности и живости линия — все это говорит о виртуозном владении мастером профессиональным искусством. И рядом с этим профессионализмом — нарочито незамысловатая подкраска гравюр, немногословная, почти как в лубке или в детском рисунке. Но этот прием вовсе не чужд самой природе гравюр Митрохина: ведь они так безыскусственны по сюжету, так ясны в процессе своего творческого становления.

Д. И. Митрохин не занимался педагогической практикой. Однако если не школу, то глубокий след в советской гравюре на металле он оставил. На склоне лет, будучи прикован болезнью к дому, этот мудрый и ясный художник продолжал не только блистательно и современно работать в графике, в рисунке, но и щедро делился своим опытом с художниками самых разных поколений. К нему тянулась молодежь. Выставки работ Митрохина, их обсуждения привлекали к его творчеству новых мастеров, помогали не угаснуть традиции.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства