Главная arrow История arrow Русская гравюра 16 начала 20 века arrow Отделение московской гравюры на металле
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Отделение московской гравюры на металле

Печать

Отделение московской гравюры на металле от официальной церкви и богослужебной книги, пристальное внимание ее авторов к художественной культуре Украины и ренессансной Европы сильно изменили композиционный и графический строй русской гравюры. В руках московских мастеров 17 века она перестала быть красивой вещью, прикладным к книге искусством, накладным книжным украшением и превратилась в орудие изображения зримого мира, хотя ее сюжеты остались преимущественно религиозными. Бумага стала теперь не «стенкой» архитектурного здания книги, а своеобразным зеркалом, где, как в Зазеркалье, начал жить особый, отраженный им реальный мир. Он сделан не с натуры, но по зрительным впечатлениям с нее. На поверхности листа осталась только рамка растительного (уже не стилизованного) орнамента, которая не связана с центром гравюры, непропорционально легка по отношению к нему и может быть перенесена в любой другой лист. Гравюра такого строя еще подчиняется декоративному ритму, пытается держать плоскость листа, но, составленная из отдельных предметов, случайно объединенных на листе и расположенных в пространстве, начинает терять условность, а иногда и стилистическую цельность (Афанасий Трухменский. «Митрополит Московский Алексей»).

Афанасий Трухменский Митрополит Московский Алексей

Стремясь избежать этого противоречия и вернуть листу единство стиля, «западник» Ушаков освобождается от орнаментальной рамки и, как бы углубляясь в лист, строит там реальный «европейский» интерьер эпохи Возрождения («Царь Давид», фронтиспис Псалтири С. Полоцкого. Москва, 1680). Благодаря своей необычности или, скорее, иноземной непривычности для русских, этот интерьер сохранял необходимое расстояние между временем и местом действия гравюры и русским зрителем 17 века. Условность композиции заменяется условностью обстановки.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства