Главная arrow Россия и Восток arrow Отношение художественной культуры Руси к Востоку
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы
Детальная информация посадка крупномеров цена здесь.

Отношение художественной культуры Руси к Востоку

Печать

Вопрос о роли Востока в историческом развитии русского искусства является малоизученной историко-культурной и художественной проблемой. Она имеет двоякое значение. Во-первых, это тема о русском искусстве допетровского времени, когда связи Руси с Востоком были особенно активны; во-вторых, это тема об искусстве народов Среднего Востока, особенно Средней Азии и Кавказа, и их историческом вкладе в развитие русского искусства. В целом, это тема о сущности разных вековых художественных традиций, исторических условиях их сближения и взаимодействия.

Отношение художественной культуры Руси к Востоку, или вопрос о том, что дал древнерусскому искусству Восток, принадлежит к числу крайне запутанных и еще сейчас в науке не разрешенных. Между тем за ним стоят споры большого идейно-философского значения, волновавшие умы ученых и писателей уже в прошлом веке, споры, тесно связанные с их общественно-политическими позициями в оценке исторической роли России и русской культуры в ее отношении к Востоку и Западу. Ареной этих вопросов стала и история искусств.

Антитеза Восток—Запад возникла еще во времена Римской империи и ее борьбы с самым могущественным из азиатских государств — империей парфян. Сначала термин «Oriens» обозначал владения Римской империи в Азии. Затем римляне стали именовать «Востоком» те не отторгнутые области парфян, которые оставались вне власти Рима. Римляне были уверены в своем превосходстве над народами Азии. Их притязания составляли заметный контраст с отношением древних греков к «скифам Азии», которых они уважали за высокие нравственные качества, не тронутые еще разлагающим влиянием собственничества и рабства. К древним персам греки относились как к достойным противникам. Поэтической характеристике пародов Азии, как «не эллинов», римляне противопоставили более агрессивную формулу «Запад или Восток».

Римские завоеватели требовали осуждения Востока как носителя грубости и невежества. Им не было дела до того, что культурная жизнь Ассирии, Вавилонии, Египта и других областей Древнего Востока сыграла важную роль в сложении культуры Средиземноморья в целом. Восток притягивал взоры римлян несметными сокровищами своих блиставших богатством и роскошью дворцов и храмов.

В средние века Восточно-римская империя подхватила клич, брошенный римлянами, обратив его против мусульман. Крестовые походы рыцарей на Восток превратились в прямой грабеж мусульманских и христианских владений в Малой Азии. Восток оставался понятием географическим и политическим, но не историко-культурным. Только в новое время благодаря успехам науки Средний и Ближний Восток предстали как некое культурно-историческое целое, охватывающее пространства от Кавказа и Средней Азии до Гибралтара.

 

Последнее обновление ( 18.09.2010 г. )
 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства