Главная arrow Мастерство художников arrow Отпечаток русского искусства во Франции
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Отпечаток русского искусства во Франции

Печать

Успех древнего русского искусства в Париже не прошел бесследно. Роскошный альбом с беглой вступительной статьей директора Строгановского художественно-промышленного училища В. И. Бутовского, исполненный русскими рисовальщиками, был гравирован французскими граверами и литографами и отпечатан в Париже в дни Парижской коммуны под названием «Картинная галерея ».

На выход этого альбома известный французский историк и теоретик архитектуры Виолле-ле-Дюк откликнулся статьей, в которой высказал свой взгляд на ход развития русского орнамента: «Эти рисунки, в которых сперва оказывается влияние грековизантийское, но с особенною согласовкой колеров, около XIII столетия изменяются и являют признаки влияния индусско-азиатского, ознаменованного могучей энергией, которая придает им характер огромной важности. Независимо от композиции рисунка, свидетельствующей о весьма глубоком чувстве, гармония совершенно оригинальна и отличается несравненной приятностью. Мало-помалу около XV века зто искусство изменяется, слова обращается к некоторым византийским преданиям, достигает редкого изящества, нежности, не уступающей красивым персидским рисункам, но отличается разнообразием, которого последние совершенно чужды. В XII веке уже примешиваются западные влияния к этому декоративному искусству и изменяют его характер». Стасову понравилась статья Виолле-ле-Дюка; он и позже отзывался о ней, как об очень хорошей. Вслед за тем появилась и книга Виолле-ле-Дюка «Русское искусство, его источники, его составные элементы, его высшее развитие, его будущность», посвященная архитектуре, монументальной живописи (русской иконописи) и орнаменту.

Виолле-ле-Дюк полагал, что первоначальный характер русского искусства «затерялся между восточными влияниями и наносами». Схема, из которой исходил Виолле-ле-Дюк, была такова: русское национальное искусство имеет три составных части и источника — скифский, византийский, монгольский. Скифский заключает в себе три начала: азиатское, арийское и греческое. Византийский — азиатское, арийское и азиатское желтой расы. Далее идут более дробные деления каждого. Романское складывается из элементов русского, греческого и иранского, азиатское — индо-арийского, персидско-арийского и семитического, монгольское — индийского, китайского и пр., так что в русском искусстве по составу элементов скифского, византийского и монгольского выходит «на девять десятых» Востока. Эта старая точка зрения, питаемая тенденцией поносить русское национальное искусство под предлогом осуждения азиатчины, подкрепляемая банальными рассуждениями о Востоке как колыбели европейского просвещения, уже тогда не выдерживала критики.

 

Последнее обновление ( 17.09.2010 г. )
 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства