Главная arrow История arrow Советская гравюра arrow Переход к гравюре на металле и литографии
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Переход к гравюре на металле и литографии

Печать

Блестящий расцвет завершенных стилевых форм гравюры 1950 — 1960-х годов сменился в наши дни изменением и углублением познавательного аспекта искусства. Мастера, завоевавшие себе признание в высокой гравюре, отказались от нее и вновь перешли на положение учеников в неизведанных для них и более отвечающих потребностям настоящего дня техниках, таких, как гравюра  на металле и литография. Фиксация процесса  художественного поиска, выявление изменчивой  жизни пространственной среды, в которой каждое  явление рассматривается не как конечная данность,  а как процесс, более доступный этим техникам.

В этом они являют собой полную  противоположность ксилографии, а в отношении к свободному  рисунку не только не уступают ему, но, может  быть, и превосходят его благодаря широкому  арсеналу технических средств.

Таким образом, станковая гравюра и рисунок  в формах общения со зрителем как бы меняются  местами. Сохраняя за собой  декоративно-прикладные функции, свойственные ему изначально,  эстамп в ряде случаев теперь предполагает и иные,  чем раньше, условия рассмотрения: более  интимные, кабинетные, что помогает зрителю  реконструировать характерные для художника связи  зрительных и тактильных ощущений, направляет  его восприятие в русло творческой активности.

Рисунок же, до недавних пор бывший областью  достаточно обособленной, закрытой от  «непосвященного», выходит из стен мастерских в  экспозиционные залы, а потому говорит со зрителем  в формах более отобранных, обобщенных.

Период сближения с рисунком переживает  сейчас и книжная гравюра. Однако в этой области  сказывается и очень прочная и устойчивая  традиция советской школы книжной ксилографии. В ее  русле работают мастера, принадлежащие разным  поколениям. Преданы ее классическим формам  Ф. Д. Константинов и Г. Д. Епифанов, М. С. Чуракова  и А. Ф. Билль, Й. М. Кузминскис и А. А. Кучас,  Ю. Л. Коннов и Л. А. Ильина. Лаконичны и  экспрессивны ксилографии А. Д. Гончарова к «Смерти  Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина. Многообразие  композиционных средств, разностороннюю  одаренность художницы обнаруживают иллюстрации  Л. А. Ильиной к «Джамиле» Ч. Айтматова (1976),  «Сонетам» Шекспира (1977 — ι9

Г.Епифанов Иллюстрация к книге А.С.Пушкина «Пиковая дама». 1966 Цветные ксилографии Геннадия Дмитриевича  Епифанова к «Пиковой даме» А. С. Пушкина (1966),  тонкие по штриху, сложные по фактурам и цвету,  предваряют то, что позднее будет решаться  художниками в офорте. Они не столько тоново - скульптурны, как работы московских  ксилографов, сколько живописно-графичны, и в этом  продолжают собственную традицию мастера 1930х  годов. Иллюстрации Епифанова — это  «иллюстрации состояния». В них есть и проникновение  в эпоху (без нагромождения историко-архивных  деталей), и глубокий психологизм (без аффектации  мимики изображаемых персонажей). Интерес к  выявлению психологической основы литературных  произведений естественно привел современных  книжных графиков к таким гравюрным техникам,  которые позволяют создавать вольные и легкие,  базирующиеся как бы на случайных ассоциациях  композиции.

Крупномасштабность тем, стремление связать  в сюжете рассказ об индивидуальной судьбе  человека с эпическим развертыванием исторической  панорамы характерны для работ в книге  Александры Феликсовны Билль, как, например, в исполненных художницей в техниках ксилографии и  линогравюры иллюстрациях к поэме  Р. Рождественского «Реквием» (1970)·  С конца 1960-х годов ксилография начала  уступать место в книге офорту, сухой игле и резцовой  гравюре на меди, а во второй половине 1970-х  годов — литографии как наиболее свободной,  подвижной технике, близкой к рисунку. Офорт,  воспроизводимый в книге способом плоской печати, в  художественном плане во многом терял, утрачивая  фактурность и бархатистость. Но зато в нем  завоевывается неведомая ксилографии легкость,  свобода, тонкость нюансировки тона, а связь  с книжным пространством не уменьшается, так  как офсетом печатается и текст, что создает  возможность использования разной верстки.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства