Главная arrow История arrow Искусство Франции XV века arrow Перемены в архитектуре замков
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Перемены в архитектуре замков

Печать

Близость ко двору и огромные богатства позволяли Жаку Кёру обращаться к лучшим мастерам его времени, возмож­но к тем же, кто работал и по заказам короля. Не только скульптура, но и остатки витражей, когда-то украшавших капеллу дома и росписи ее сводов, — двенадцать белокурых ангелов в белых одеждах, помещенных на лазурный фон с золотыми звездами, — говорят о большом мастерстве и та­ланте этих художников.

Роспись сводов капеллы в доме Жака Кёра26. Неизвестный мастер. Роспись сводов капеллы в доме Жака Кёра. Сер. XV века

Достоинства здания неоднократно отмечались современниками. А некий миниатюрист сделал дом Жака Кёра фо­ном для сцены «Несения креста» в часослове, ныне хранящемся в Государственной библиотеке Мюнхена.

Сильные изменения, начиная с середины XV века, претерпевает архитектура замков. Старые родовые замки нуждались в восстановлении и переделках. И феодалы, как бы вступая в противоборство с королевской политикой урезы­вания их прав и в доказательство своего престижа, строят довольно много новых. Но разоренные войной, ограничен­ные в самостоятельности, они стеснены в своих средствах. Неудивительно, что внешний облик сооружений середины XV века очень скромный. Крыло замка Блуа, построенное Карлом Орлеанским после возвращения из плена, — самая незатейливая часть веками разраставшегося комплекса, чья красота основана только на тонком чувстве соотношения и равновесия масс.

Довольно неприхотливый характер архитектуры поддерживался и общим деловым духом правления Людовика XI. Практичный король не любил сорить деньгами, вел доволь­но простой образ жизни и не поощрял расточительства у своих подданных. Значительной сдержанностью отли­чался его собственный замок Плесси-ле-Тур. Он занимал небольшую площадь. Какие бы то ни было украшения сна­ружи отсутствовали, и только со стороны парадного двора фасады были наряднее и приветливее, да в первом этаже размещалась аркада галереи. Особенностью замка Плесси-ле-Тура было соединение в кладке его стен тесаного камня и кирпича, доселе редко применявшегося во французском зодчестве. Королевские строители Дюшежен, Тибо и Реньяр создали удобную загородную резиденцию, только с первого взгляда похожую на крепость, — никаких оборонитель­ных приспособлений она не имела. В большую шестигран­ную башню была встроена винтовая лестница, соединяв­шая этажи, довольно широкие окна давали доступ свету, под очень высокой черепичной крышей разместились жилые помещения.

Мирный дух сделался особенностью не одного Плесси-ле-Тура. Все замки постепенно теряют оборонительный смысл. В объединяющейся территориально стране отпадает вечная опасность нападения соседа-недруга, обстановка ста­новится спокойнее. Несмотря на оппозиционные настроения, рыцарь-воин превращается в помещика. Представления об удобстве и комфорте, возникшие еще в XIV веке, теперь снова получают почву для развития. Кроме того, успехи все прогрессирующей артиллерии, начало которым положило изобретение пушки в 1346 году, лишают смысла прежние средства защиты.

Близость ко двору и огромные богатства позволяли Жаку Кёру обращаться к лучшим мастерам его времени, возмож­но к тем же, кто работал и по заказам короля. Не только скульптура, но и остатки витражей, когда-то украшавших капеллу дома и росписи ее сводов, — двенадцать белокурых ангелов в белых одеждах, помещенных на лазурный фон с золотыми звездами, — говорят о большом мастерстве и та­ланте этих художников.Современник Плесси-ле-Тура — замок Плесси-Бурре, заложенный в 1466 году близ города Анжера, может служить примером перехода от замка-крепости к замку-поместью. Его замыслили и начали строить как укреплен­ную против артиллерийского огня крепость, и поэтому здание прежде всего окружили очень широким рвом. Но за семь лет строительства окончательно выяснилось, что при возросшей дальнобойности орудий ни высота стен, ни ши­рина рва не предохраняют от ядер противника. И если пер­вая башня была весьма внушительной по высоте, так же как и примыкавший к ней корпус, то три другие корпуса и баш­ни оказались уже гораздо ниже. От этого здание выиграло в удобстве: благодаря снижению высоты боковых частей фасад многоэтажного корпуса, где находились жилые ком­наты, оказался открытым для света и воздуха. Это досто­инство Плесси-Бурре сразу же оценили современники, и опыт его создателей получил применение в ряде замков конца XV века. Более того, тип подобного замка с об­ширным   внутренним двором,   окруженным служебными постройками, с высоким жилым корпусом ляжет в основу всего замкового и даже дворцового строительства после­дующих столетий.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства